
Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жженов в жизни и на экране
Киноклуб «Верность»
18 марта состоялась заключительная мартовская встреча участников и гостей донецкого киноклуба «Верность», работающего при отделе искусств библиотеки.
Программа встречи была приурочена к значимым юбилейным датам двух народных артистов Советского Союза. 22 марта отмечается 110 лет со дня рождения Георгия Жженова, а 28 марта – 100 лет со дня рождения Иннокентия Смоктуновского. Имена выдающихся актеров, их жизнь и творчество объединила выставка изданий из богатейшего фонда библиотеки – «Преданность актерской профессии и дружбе». Центральное место в экспозиции по праву занимали книги Георгия Жженова «Прожитое» (Москва, 2005) и Иннокентия Смоктуновского «Быть!» (Москва, 2010).
Основываясь на материалах актерских книг, ведущая программы Наталия Коротких рассказала истории нелегких судеб Иннокентия Смоктуновского и Георгия Жженова, неотделимых от судьбы советской страны.
И.М. Смоктуновский – участник Великой Отечественной войны, был награжден «Медалью за отвагу». На долю Г.С. Жженова досталась трагичная история: семнадцать лет сталинских лагерей и ссылок. Актеры познакомились и подружились в послевоенное время в Норильске. Они стали братьями по неволе. Когда времена переменились, Жженову потребовалось время, чтобы добиться реабилитации. Смоктуновский же был вольным поселенцем, и по совету друга уехал в Ленинград. Его блистательный актерский путь начался в Ленинградском Большом драматическом театре. В 1957 году Смоктуновский вышел на сцену БДТ в спектакле «Идиот» в роли князя Мышкина. Спектакль стал событием театральной жизни страны и открыл уникального актера. Жженов к тому времени освободился и работал в Ленинградском областном театре, и после длительного перерыва продолжил сниматься в кино. Ведущая акцентировала на разности их актерской природы. И. М. Смоктуновский брал талантом перевоплощения. Как он это делал – всегда тайна, загадка. Загадочный и отстраненный, как будто не от мира сего, актер воплотил на экране множество значимых, разноплановых образов. По воспоминаниям режиссеров, со Смоктуновским невозможно было работать так, как с другими артистами. Он мог раскрыться только в условиях максимального для себя комфорта. И такие условия для него создавались. Г. С. Жженов, закаленный годами лагерей, комфортом пренебрегал. Актер убеждал внутренней силой, харизмой, правдивостью фактуры, взглядом своих глаз, в которых отражалось прожитое.
Дополнил обсуждение Юрий Черепахин рассказом из биографии 14-летнего Иннокентия Смоктуновского, который по просьбе своей тети, не поддавшись искушению потратить деньги на мальчишеские нужды, передал тридцать рублей в храм.

Наталия Коротких рассказала, в каких совместных картинах работали друзья-актеры и предложила посмотреть фильм Владимира Шределя «Ночной гость». В фильме поднимаются важнейшие вопросы нравственности. Герои Иннокентия Смоктуновского и Георгия Жженова являют совершенно противоположные характеры, способы жизни и отношения к людям.
Нравственность как критерий личности человека и стала предметом обсуждения после просмотра художественного фильма «Ночной гость». Конфликт в фильме проявляется в бытовом общении малознакомых людей. Открывая ночью дверь незнакомцу, пуская его в дом, хозяева тем самым изменили спокойное, размеренное течение жизни. Незнакомец оказался «черным человеком» иного круга, иных ценностей. В его поведении и отношении к простым, добрым людям проявились высокомерие, наглость, жестокость. Гость как пришёл ночью, так и был выдворен в ночь. Наши кинозрители отметили эту метафору картины – очищение общества от тьмы. Этот замечательный фильм напомнил библейскую истину «Да будет свет!».


Для участников программы Юрий Черепахин и Елена Король исполнили авторские песни и романсы. Прозвучавшая песня Булата Окуджавы «Счастливый жребий» резонировала с судьбами Иннокентия Смоктуновского и Георгия Жженова, в который было «счастье и трагедия, отчаяние и надежда».
19.03.2025 | Просмотров: 178