Психологическое сопровождение творческой одарённости в дошкольной образовательной организации
День информации
6 апреля главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой в «Русском центре» столичной библиотеки был проведён День информации на тему «Психологическое сопровождение творческой одарённости в дошкольной образовательной организации» для практических педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций (учреждений) (слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования).
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Природа отмечает каждого человека, но свои дары она поровну не делит: кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.
Неравномерность этого распределения вполне очевидна, однако не все готовы с ней согласиться. Как-то Мишель Монтень, смеясь, заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные способности, ибо никто не жалуется на их недостаток. Феномен одарённости и творчества привлекает внимание исследователей уже много веков, но лишь в последние годы рост интереса к этой проблеме приобрёл характер устойчивой тенденции. Обусловлено это спецификой происходящих в обществе перемен.
Книга А. И. Савенкова «Психология детской одарённости» (М., 2010) посвящена проблемам диагностики и развития детской одарённости в современной образовательной среде. В ней последовательно рассматриваются основные вопросы психологии, развития и обучения одарённых детей, развития интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка.
Своеобразие современного этапа развития нашего общества требует чёткого определения социально-ценного вектора формирования растущей личности. В теории и практике дошкольного образования детство рассматривается как самоценный период жизни человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения с взрослыми и детьми, пробуждения социальных чувств, становления личностных качеств.
В сборнике А. И. Доровского «100 советов по развитию одарённости детей» (М., 1997) даётся теоретический и практический материал по выявлению и развитию одарённости детей. Представляет интерес диагностика творческой одарённости, задачи логического и математического типа, сценарии обучающих игр, упражнения для развития исследовательской и поисковой активности, тесты, опросники, а также рекомендации по составлению программ и индивидуальных планов для одарённых детей.
В образовательном процессе ставятся задачи развития активности, инициативности ребёнка в различных сферах жизнедеятельности. Именно эти психические качества обеспечивают эмоциональное благополучие ребёнка, самореализацию в разных видах деятельности, полное «проживание» дошкольного детства.
В сборник «Качество дошкольного образования: научные исследования и практический опыт» (Челябинск, 2008) включены материалы областной научно-практической конференции, посвящённой качеству дошкольного образования. В книге освещены психолого-педагогические аспекты организации образовательного процесса дошкольного образования, стандартизация дошкольного воспитания, проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ, концепция построения занятий в детском саду на основе личностно-ориентированного подхода, инновации в дошкольном воспитании и др.
В дошкольном возрасте ребёнок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в это период опыта в немалой степени зависят от педагогов-психологов детского сада, которые помогают совместно с родителями вступить в мир новых взаимоотношений и адаптироваться в нём.
В книге Л. Н. Чернецкой «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» (Ростов н/Д., 2005) можно найти и почерпнуть практический материал по развитию навыков общения у детей в условиях детского сада.
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе.
Для всех детей главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в жизни и профессиональной деятельности. Но применительно к одарённым детям эта цель особенно значима.
Секретам чтения детских рисунков и способам обучения детей живописи посвящена авторская программа двух прекрасных художников и психологов О. Л. Ивановой, И. И. Васильевой, которая публикуется в книге «Как понять детский рисунок и развивать творческие способности ребёнка» (СПб., 2011).
Забота об одарённых детях обусловлена тем, что именно на них в первую очередь возлагаются задачи по решению проблем, стоящих перед обществом, с ними связывают ожидания по внесению наибольшего вклада в развитие культуры и науки, экономики и техники нашей страны.
В настоящее время ширится круг инновационных или альтернативных программ развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным.
Китайская мудрость гласит: «Делай великое, пока оно ещё мало, потому что всё великое начинается с малого». Чем раньше мы раскроем творческие способности ребёнка, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни общества.
06.04.2018 | Просмотров: 502