Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Мастера вокального искусства XX века(К юбилеям выдающихся певцов)

Выставка печатных и электронных изданий

5 мая в отделе искусств обновилась постоянно действующая выставка «Мастера вокального искусства XX века», освещающая жизненный и артистический путь замечательных отечественных певцов, чьи юбилеи музыкальный мир отмечает нынешней весной.

В России испокон веков пению учили итальянцы: певцы, педагоги, их ученики и последователи. Сочетание итальянской школы и традиций русского духовного пения, русского драматического театра взрастило певцов, которые составили цвет русской вокальной школы. Это Шаляпин, Собинов, Обухова, Нежданова и другие.

В созвездии имен известных деятелей русского искусства рубежа XIX – XX веков особое место принадлежит замечательной певице Надежде Ивановне Забеле-Врубель (1868 – 1913). Необыкновенной красоты голос и утонченная музыкальность находились в полной гармонии с обаятельным, возвышенно-поэтическим обликом Забелы. Это отразилось в ее искусстве и искусстве ею вдохновленном. Ее образ навеки остался запечатленным в живописи Врубеля, отразился в музыке Римского-Корсакова, Рахманинова и других композиторов эпохи.

Книга Л. Барсовой «Н. И. Забела-Врубель глазами современников» (Ленинград, 1982) раскрывает творческую индивидуальность певицы, призывает вдуматься в то неповторимое, яркое и уникальное явление, каким была она в жизни и искусстве.

Истории любви с первого взгляда Надежды Забелы и Михаила Врубеля, содружеству творцов посвящена глава «Патетическая симфония любви и смерти» в книге Надира Ширинского «Боги сцены Российской империи» (Москва, 2004).

В те времена еще не существовало возможности запечатлеть ее пение, но профессиональные певицы, обладающих лирико-колоратурным сопрано, найдут в сборнике «Арии и романсы из репертуара Н. Забелы-Врубель» (Ленинград, 1977) нотный материал для пополнения концертного репертуара и совершенствования профессионального мастерства.

Бывают имена, которые символизируют нечто прекрасное, непреходящее. Таково созвучие – Зара Долуханова. Удивительной красоты голос - роскошное, бархатное, незабываемое по красоте тембра меццо-сопрано, несравненное исполнительское мастерство, гигантский репертуар, включающий камерные произведения разных эпох и стилей, виртуозные оперные арии, позволили ей войти в число самых великих звезд бельканто.

Творческий портрет певицы создает в своем монографическом очерке знаток классической музыки В. Тимохин «Зара Долуханова» (Москва, 1977).

Известный русский пианист и концертмейстер О. Д. Бошнякович в статье «Дивная птица Феникс» (Музыка и время, 2005, № 10) делится воспоминаниями о совместном концертном турне, восхищается ее неповторимым талантом, исключительной душевностью и деликатностью.

Памяти Зары Александровны Долухановой (1918 – 2007) посвящен номер журнала «Музыкальное просвещение» (2007, № 5). Искусство великой певицы запечатлено на многочисленных виниловых грампластинках, имеющихся в фонотеке отдела.

Явлением мирового масштаба было искусство Антонины Васильевны Неждановой (1873 - 1950), исключительное и неповторимое во всей своей многогранности. Первоисточником пения, как и русской вокальной школы в целом, Нежданова с полным основанием считала русское слово, русскую речь.

В популярной монографии Г. Поляновского «А. В. Нежданова» (Москва, 1970) описывается, как всходила заря огромного таланта Неждановой – не только вокального, но и сценического: блестящий дебют в 1902 году на сцене Большого театра, когда критикам не хватало эпитетов, чтобы выразить свое изумление перед «отечественным чудом», выступление с Федором Шаляпиным в операх «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Фауст», «Лакме», «Севильский цирюльник», длинный совместный сценический путь с Леонидом Собиновым, триумфальные гастроли в Париже, когда партнерами певицы были прославленные итальянские певцы Энрико Карузо и Тито Руффо, знакомство с Тосканини, Масканьи, Пуччини, вклад певицы в создание женских образов и неустанные творческие поиски.

Биографические факты, взгляд артистки на искусство и творческий труд подробно воссоздает сборник «Антонина Васильевна Нежданова: материалы и исследования» (Москва, 1967).

Преподавателей академического пения, вокалистов заинтересуют уникальные, ставшие библиографической редкостью, заметки концертмейстера певицы В. Подольской «Антонина Нежданова и ее ученики» (Москва, 1964), а также нотное издание «Арии, романсы и песни из репертуара А. В. Неждановой» (Москва, 1973).

Голос «русского соловья» звучит в архивных записях 1905 – 1932 годов

Среди ста лучших певцов Большого театра, включенных в иллюстрированную уникальными фотографиями фундаментальную книгу Т. Маршковой и Л. Рыбаковой «Большой театр: золотые голоса» (Москва, 2011), значатся и Антонина Нежданова, и Елена Катульская, которых связывала долголетняя жизненная и артистическая дружба.

Елена Климентьевна Катульская (1888 - 1966) – одна из выдающихся представителей русской вокальной школы. Голос Катульской пленял большим диапазоном и красивым серебристым тембром, исполнение – легкостью и законченностью техники, тонкой музыкальностью. В 1909 году молодая певица блестяще дебютирует в Мариинском театре, где поет Снегурочку, Джильду, Виолетту, Розину и другие ведущие партии колоратурного сопрано. В 1913 году Катульская окончательно связывает свою судьбу с Большим театром, отдав ему сорок лет сценической жизни и исполнив 46 ведущих партий. Ее партнерами по сцене были выдающиеся певцы Леонид Собинов, Иван Козловский, Сергей Лемешев и другие.

Сборник «Елена Климентьевна Катульская» (Москва, 1973), включающий монографический очерк, высказывания и воспоминания, поможет сохранить для новых поколений память о великой актрисе. К сожалению, техника записи на пластинки в те времена совершенно не соответствовала уровню вокального мастерства, но в записях послевоенного времени 1946 – 1951 годов можно услышать ее неповторимо выразительное пение.

В нотный сборник «Арии, романсы и песни из репертуара Е. Катульской» (Москва, 1961) включены редко звучащие, незаслуженно забытые классические арии и романсы.

Елена Климентьевна хорошо владела французским, немецким и итальянским языком, прекрасно знала классическую литературу, занималась переводом, редактированием и составлением сборников вокального репертуара, которые пользуются большой популярностью: «Концертные вальсы : для колоратурного сопрано» (Москва, 1963), «Избранные романсы французских композиторов XIX века» (Москва, 1966), «Избранные романсы и песни советских композиторов» (Москва, 1968).

05.05.2018 | Просмотров: 501

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей