Мастера вокального искусства XX века(К юбилеям выдающихся певцов)
Выставка печатных и электронных изданий
5 мая в отделе искусств обновилась постоянно действующая выставка «Мастера вокального искусства XX века», освещающая жизненный и артистический путь замечательных отечественных певцов, чьи юбилеи музыкальный мир отмечает нынешней весной.
В России испокон веков пению учили итальянцы: певцы, педагоги, их ученики и последователи. Сочетание итальянской школы и традиций русского духовного пения, русского драматического театра взрастило певцов, которые составили цвет русской вокальной школы. Это Шаляпин, Собинов, Обухова, Нежданова и другие.
В созвездии имен известных деятелей русского искусства рубежа XIX – XX веков особое место принадлежит замечательной певице Надежде Ивановне Забеле-Врубель (1868 – 1913). Необыкновенной красоты голос и утонченная музыкальность находились в полной гармонии с обаятельным, возвышенно-поэтическим обликом Забелы. Это отразилось в ее искусстве и искусстве ею вдохновленном. Ее образ навеки остался запечатленным в живописи Врубеля, отразился в музыке Римского-Корсакова, Рахманинова и других композиторов эпохи.
Книга Л. Барсовой «Н. И. Забела-Врубель глазами современников» (Ленинград, 1982) раскрывает творческую индивидуальность певицы, призывает вдуматься в то неповторимое, яркое и уникальное явление, каким была она в жизни и искусстве.
Истории любви с первого взгляда Надежды Забелы и Михаила Врубеля, содружеству творцов посвящена глава «Патетическая симфония любви и смерти» в книге Надира Ширинского «Боги сцены Российской империи» (Москва, 2004).
В те времена еще не существовало возможности запечатлеть ее пение, но профессиональные певицы, обладающих лирико-колоратурным сопрано, найдут в сборнике «Арии и романсы из репертуара Н. Забелы-Врубель» (Ленинград, 1977) нотный материал для пополнения концертного репертуара и совершенствования профессионального мастерства.
Бывают имена, которые символизируют нечто прекрасное, непреходящее. Таково созвучие – Зара Долуханова. Удивительной красоты голос - роскошное, бархатное, незабываемое по красоте тембра меццо-сопрано, несравненное исполнительское мастерство, гигантский репертуар, включающий камерные произведения разных эпох и стилей, виртуозные оперные арии, позволили ей войти в число самых великих звезд бельканто.
Творческий портрет певицы создает в своем монографическом очерке знаток классической музыки В. Тимохин «Зара Долуханова» (Москва, 1977).
Известный русский пианист и концертмейстер О. Д. Бошнякович в статье «Дивная птица Феникс» (Музыка и время, 2005, № 10) делится воспоминаниями о совместном концертном турне, восхищается ее неповторимым талантом, исключительной душевностью и деликатностью.
Памяти Зары Александровны Долухановой (1918 – 2007) посвящен номер журнала «Музыкальное просвещение» (2007, № 5). Искусство великой певицы запечатлено на многочисленных виниловых грампластинках, имеющихся в фонотеке отдела.
Явлением мирового масштаба было искусство Антонины Васильевны Неждановой (1873 - 1950), исключительное и неповторимое во всей своей многогранности. Первоисточником пения, как и русской вокальной школы в целом, Нежданова с полным основанием считала русское слово, русскую речь.
В популярной монографии Г. Поляновского «А. В. Нежданова» (Москва, 1970) описывается, как всходила заря огромного таланта Неждановой – не только вокального, но и сценического: блестящий дебют в 1902 году на сцене Большого театра, когда критикам не хватало эпитетов, чтобы выразить свое изумление перед «отечественным чудом», выступление с Федором Шаляпиным в операх «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Фауст», «Лакме», «Севильский цирюльник», длинный совместный сценический путь с Леонидом Собиновым, триумфальные гастроли в Париже, когда партнерами певицы были прославленные итальянские певцы Энрико Карузо и Тито Руффо, знакомство с Тосканини, Масканьи, Пуччини, вклад певицы в создание женских образов и неустанные творческие поиски.
Биографические факты, взгляд артистки на искусство и творческий труд подробно воссоздает сборник «Антонина Васильевна Нежданова: материалы и исследования» (Москва, 1967).
Преподавателей академического пения, вокалистов заинтересуют уникальные, ставшие библиографической редкостью, заметки концертмейстера певицы В. Подольской «Антонина Нежданова и ее ученики» (Москва, 1964), а также нотное издание «Арии, романсы и песни из репертуара А. В. Неждановой» (Москва, 1973).
Голос «русского соловья» звучит в архивных записях 1905 – 1932 годов
Среди ста лучших певцов Большого театра, включенных в иллюстрированную уникальными фотографиями фундаментальную книгу Т. Маршковой и Л. Рыбаковой «Большой театр: золотые голоса» (Москва, 2011), значатся и Антонина Нежданова, и Елена Катульская, которых связывала долголетняя жизненная и артистическая дружба.
Елена Климентьевна Катульская (1888 - 1966) – одна из выдающихся представителей русской вокальной школы. Голос Катульской пленял большим диапазоном и красивым серебристым тембром, исполнение – легкостью и законченностью техники, тонкой музыкальностью. В 1909 году молодая певица блестяще дебютирует в Мариинском театре, где поет Снегурочку, Джильду, Виолетту, Розину и другие ведущие партии колоратурного сопрано. В 1913 году Катульская окончательно связывает свою судьбу с Большим театром, отдав ему сорок лет сценической жизни и исполнив 46 ведущих партий. Ее партнерами по сцене были выдающиеся певцы Леонид Собинов, Иван Козловский, Сергей Лемешев и другие.
Сборник «Елена Климентьевна Катульская» (Москва, 1973), включающий монографический очерк, высказывания и воспоминания, поможет сохранить для новых поколений память о великой актрисе. К сожалению, техника записи на пластинки в те времена совершенно не соответствовала уровню вокального мастерства, но в записях послевоенного времени 1946 – 1951 годов можно услышать ее неповторимо выразительное пение.
В нотный сборник «Арии, романсы и песни из репертуара Е. Катульской» (Москва, 1961) включены редко звучащие, незаслуженно забытые классические арии и романсы.
Елена Климентьевна хорошо владела французским, немецким и итальянским языком, прекрасно знала классическую литературу, занималась переводом, редактированием и составлением сборников вокального репертуара, которые пользуются большой популярностью: «Концертные вальсы : для колоратурного сопрано» (Москва, 1963), «Избранные романсы французских композиторов XIX века» (Москва, 1966), «Избранные романсы и песни советских композиторов» (Москва, 1968).
05.05.2018 | Просмотров: 501