…Я недаром в этом мире жил!
Книжная выставка
7 мая в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открылась книжная выставка «…Я недаром в этом мире жил!», посвящённая 115-летию со дня рождения Н.А. Заболоцкого (1903-1958), одного из крупнейших поэтов ХХ века, признанного классика русской литературы.
Поэт мысли, философских раздумий на темы жизни и смерти, истины и красоты, взыскательный мастер, оставивший прочный след «в целомудренной бездне стиха», опытный переводчик народно-героических эпосов разных культур, Заболоцкий тем не менее не чуждался жанра легкой, ироничной, шутливой поэзии, стихотворений для детей, оставаясь одним из самых загадочных поэтов ХХ века.
В книгу Н.А. Заболоцкого «Столбцы» (Л, 1990) вошли произведения, отобранные самим автором незадолго до смерти, – лучшее, как он считал, из созданного им.
В сборник Н.А. Заболоцкого «Огонь, мерцающий в сосуде…» (М., 1995) включены основные произведения из литературного наследия поэта, а также воспоминания современников и критические статьи, раскрывающие особенности его личности и творчества в неразрывной связи с трагическими событиями времени, в котором поэт жил и работал.
Издание дополнено жизнеописанием, комментариями, фотодокументами.
Своими воспоминаниями о крупном поэте делятся советские писатели и поэты, очевидцы его сложного творческого пути в книге «Воспоминания о Н. Заболоцком» (М., 1984).
Страницы сборника по крупице воссоздают живой облик поэта и человека, труженика и правдивого свидетеля событий эпохи.
Монография А. Македонова «Николай Заболоцкий» (Л., 1987) представляет собой систематическое всестороннее исследование жизни и творчества поэта, этапов его биографии и творческого пути, исследование его традиций, общественно-литературного окружения, связей, влияния на последующее развитие советской поэзии. Показаны новаторское значение творчества Заболоцкого, народность и гуманизм его поэзии, её место в развитии советской и мировой литературы.
В книге И.И. Ростовцевой «Николай Заболоцкий» (М., 1984) рассматриваются нравственные искания поэта, своеобразие эстетической концепции, постановка и решение общечеловеческих вопросов жизни, смерти, любви, красоты.
Большое внимание уделяется в книге процессу формирования философского мировоззрения Н. Заболоцкого.
Оригинальные стихи Николая Заболоцкого будут жить до тех пор, пока жива русская поэзия, русский стих, русское песенное слово!
Периодические издания, представленные на выставке, всячески дополняют информацию о творчестве писателя.
Критик и литературовед Инна Ростовцева в своей статье «Заболоцкий в традиции» (Юность. – 2008. – № 10. – С. 48–55) анализирует процесс становления Николая Заболоцкого классиком столетия. Приводит примеры влияния его творчества на традиции русской классической поэзии.
История ареста поэта Н. А. Заболоцкого вылилась в компактное по объёму воспоминание, изложенное тоном, лишенным беллетристики – цикл стихотворений 1946 года – о чем в своей статье «Творчество, сердце, музыка, песня…» рассказывает О. Б. Мраморнов (Русская речь. – 2003. – № 6. – С. 23–28). Их восемь – стихотворений, накладывающихся на восемь лет заточения, что и обусловило определенный порядок, установленный самим поэтом в последней редакции, в каком они и воспроизведены в Большой серии «Библиотеки поэта». Проанализировав каждое стихотворение из цикла, автор делает вывод, что Н. А. Заболоцкий конденсирует в себе тот период времени, с его болью и с его надеждой.
Попытку дешифровки раннего творчества классика, а именно стихотворения «Офорт», предприняла К. Ф. Пчелинцева в статье «Об одном стихотворении Н. Заболоцкого» на страницах журнала «Филологические науки» (2001. – № 1. – С. 111–113). Предоставляя разгадку семантических конфликтов произведения, исследователь приходит к выводу, что стихотворение «Офорт», как и все тексты «Городских столбцов», – неомифологический текст, сложное переплетение плана выражения и содержания, вбирающий в себя как современные, так и мифологические образы.
С изданиями можно ознакомиться на выставке, которая продлится до 20 мая.
07.05.2018 | Просмотров: 459