Наследники Великой Победы: два поколения донецких художников
Заседание клуба «Художник»
17 мая состоялась очередная встреча участников и гостей донецкого клуба «Художник», который работает при отделе искусств библиотеки. По установившейся традиции майское занятие клуба посвящается темам изобразительного искусства, созвучным Дню Победы и Дню рождения Донецкой Народной Республики.
Солдаты Великой Отечественной войны и герои нынешней страшной гражданской войны в Донбассе – всегда с нами. Они остаются в кинокадрах, музыке, литературе и, конечно, в изобразительном искусстве. Об этом в полном объеме рассказала в этот день выставка изданий из богатейшего фонда библиотеки «Художественная летопись Великой Отечественной». Альбомы репродукций советских художников и современных мастеров раскрыли страницы обороны Брестской крепости и Севастополя, битвы за Москву и Сталинград, форсирования Днепра и освобождения Киева, взятие Рейхстага и Парада Победы на Красной Площади. Со страниц художественных альбомов предстают, словно воочию, образы полководцев, солдат Великой Отечественной, женщин и детей, которые вынесли все испытания войны.
Тема героического народного подвига всегда была и остается доминирующей в творчестве мастеров изобразительного искусства. Наследники Великой Победы, современные художники продолжают традицию сражающегося искусства в его правдивом воплощении и мощном эмоциональном накале военных сюжетов.
Ведущая майского занятия клуба обратила внимание всех присутствующих на творчество представителей двух поколений донецких художников – военного и послевоенного.
Ведущая рассказала о важнейшем факте биографии нашего земляка, мастера монументальной и станковой живописи Тараса Георгиевича Шевченко. Он был участником Великой Отечественной войны. Мальчику-подростку выпала не простая судьба – жить на оккупированной территории и сражаться в тылу врага. Военные впечатления, не детские переживания не могли не отразиться в творчестве художника. Предложенный видеоряд репродукций картин Тараса Георгиевича Шевченко погрузил зрителей в атмосферу судеб людей, прошедших войну. Картины художника прокомментировала художественный руководитель Дома работников культуры, искусствовед Виктория Алексеевна Базилевская. «Портрет старого солдата», «Комбат Лысов», «Старый плед», «Допрос», «Затишье» – каждая работа мастера поражает художественной правдой, воплощает биографии солдат, прошедших ад войны и сохранивших достоинство победителей. В триптихе «Нашествие» художник поднимается до высокого обобщающего звучания образов Матери, Земли, Родины, которая пылает в огне, истекает кровью, кричит от боли и невосполнимых потерь. Герой картины «Ласточки» – молоденький солдат, вернувшийся с фронта без ноги, напрямую перекликается с нынешней войной. Сколько мужчин, оставшихся инвалидами, сколько загубленных жизней – вот боль и слезы матерей Донбасса.
Сотрудница Дома работников культуры Раиса Васильевна Курочкина поделилась своей историей дружбы с Тарасом Георгиевичем Шевченко, который написал ее портрет на фоне пшеничного поля. Озаренное улыбкой лицо, охапка полевых цветов в теплых женских руках на портрете – из мирной жизни, не омраченной ужасами войны. Это полотно донецкого художника, устремленное к прежней счастливой жизни, в которой улыбаются наши женщины и дети, в которой восходит мирное солнышко.
Как откровение прозвучали поэтические строки Тараса Георгиевича Шевченко из стихотворения «Верхнее «ля». В них явственно выражено человеческое и творческое кредо донецкого мастера, не уехавшего из Донбасса в тяжелое время, оставшегося со своим народом навеки:
«…Я патриот – отбросьте все сомненья,
Не принимайте вы меня за гордеца,
И сердца своего боренье и горенье
Отдай Отчизне без остатка, до конца…»
Представитель послевоенного поколения – Петр Петрович Васюков –стал в этот день гостем клуба.
Опираясь на публикацию Екатерины Середы «Ленинградские корни донецкого художника» в газете «Донецкое Время», ведущая рассказала о творческой биографии Петра Васюкова. Важно, что сам художник смог своими комментариями развернуть важнейшие моменты творчества. Петр Васюков рассказал, что учился в Ленинградском институте им. И. Е. Репина Академии Художеств СССР в мастерской выдающегося советского художника Евсея Евсеевича Моисеенко. Рассказ о мастере, давшем путевку в жизнь, проиллюстрировали и альбомы репродукций художника военной темы.
Видеоряд репродукций картин Петра Васюкова представил полотна художника «Последняя затяжка», «Победитель», «Медсестра». Сам художник прокомментировал содержание картины «Противостояние», посвященной подвигу женщин Донбасса. Это полотно, в котором значима и эмоционально наполнена каждая деталь: скрюченные пальцы пленных фашистов, напряженные женские лица, выражающие и гнев, и христианское милосердие.
Петр Васюков рассказал о своих работах, посвященных гражданской войне в Донбассе. Одна из самых сильных картин – «Саур-Могила». В нее художник вложил свои переживания, связанные с войной, страданием, гибелью лучших людей донецкой земли.
Эстафету от Петра Петровича Васюкова принял в этот день донецкий художник, мэтр клуба Борис Иванович Мурзин. Он рассказал о своем творчестве и презентовал новые работы.
Донецкая певица Галина Караченцова вдохновенно исполнила для всех присутствующих известную песню Владимира Мигули «Ты же выжил, солдат».
Встреча, которая проходила в дружеской и теплой атмосфере, по-новому открыла в этот день известные имена донецких мастеров. Прозвучали слова благодарности за высокое творчество и твердую гражданскую позицию всем художникам, неразрывно связанным со своим народом в тяжелое время.
21.05.2018 | Просмотров: 646