Мария Чапкина «Привет из столицы! Советская поздравительная открытка 1917-1991 годов» (Москва, 2013)
Книга недели
В дни любимых майских праздников отдел искусств представляет красочный, иллюстрированный альбом Марии Чапкиной «Привет из столицы! Советская поздравительная открытка 1917-1991 годов» (Москва, 2013), который содержит более 500 поздравительных открыток, отражающих все этапы развития страны и посвященных знаменательным событиям и праздничным датам. Во вступительной части книги речь идет об истории возникновения открыток, их судьбе, значении в обществе.
Открытка или открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX – начале XX века артистическая карточка, подразумевала изображение чего-либо. Считается, что дальними предками открытых писем являются русские народные или лубочные картинки, которые под разными названиями существовали и во Франции, и в Англии, и других зарубежных странах. Картинки были для народа своеобразными учебниками по истории и географии, они высмеивали пороки и показывали добродетельные образцы поведения.
Открытки были неотъемлемой частью повседневной жизни советских людей. До революции 1917 года они носили эстетический и духовный характер. Рождественские, пасхальные, именинные открытки – теплые и нежные, облеченные в символы, присущие каждому из праздников.
После Октябрьской революции открытка теряет привычную эстетику, появляется советская символика: красные флаги и звезды, серп и молот.
Главной задачей всех видов печатной продукции стала агитация трудящихся масс для борьбы с внутренним и внешним врагом.
Начиная с 1918 года выходит в свет серия открыток, посвященная празднованию 1 мая, 8 марта, 7 ноября, Новому году.
Первомайские открытки – одни из самых ярких и красочных, на них присутствовало изображение Москвы, знамен и лозунгов, прелесть весны, счастливые лица с верой в светлое будущее, всеобщее ощущение праздника – в городе и деревне.
В 1925 году в Советском Союзе вышла первая открытка для международной корреспонденции форматом 11 на 15 см, установленным Всемирным почтовым союзом.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов печатная продукция была формой агитации и пропаганды, воспевания солдатского подвига. От создания оригинала открытки до ее выхода в свет проходило несколько дней. Используемые экземпляры даже в боевых условиях были высокого качества. Ожидаемые с радостью и страхом треугольники-конверты, открытки и двойные почтовые карточки – «секретики» с оплаченным ответом спешили к адресатам в почтовых вагонах и самолетах, в карманах солдат, едущих на побывку. В тяжелых военных условиях открытки играли роль коммуникации между фронтом и тылом, на них были рисунки с лозунгами, призывающие солдат громить врагов, а тружеников тыла – обеспечить фронт всем необходимым.
В 60-е годы, в период хрущевской «оттепели», появляются следующие открытки: «Приглашаем на новоселье», «С новосельем», «С днем свадьбы», «С новорожденным», «1 сентября», «Поздравляю», «Приглашаю к чаю», «С днем рождения». В эти годы были популярны открытые письма с «давленными» рисунками, вживленным шелком, подкраской, цветной фольгой, с вращающимися пластмассовыми глазками в изображении детей и зверюшек.
Перед праздниками почтовое отделение было переполнено, каждый гражданин стремился воспользоваться услугами почты, отправить открытки или телеграммы с теплыми и сердечными пожеланиями и приветом.
В 1990 году впервые Русской православной церковью на территории Советского Союза были изданы пасхальные открытки, а к концу года появились и рождественские. На всем этапе социалистического существования открытки должны были выполнять функции мобильной пропаганды новых идей, нового быта, современного искусства и производства. В современном мире открытка ценится как оригинальный подарок, особенно если он сделан своими руками, с душой – креативно и изыскано.
С многочисленными образцами советской поздравительной открытки можно познакомиться в отделе искусств, перелистав этот великолепно изданный художественный альбом.
21.05.2018 | Просмотров: 551