Инновационные подходы в системе логопедической работы в условиях внедрения новых Государственных стандартов
День информации
21 мая в «Русском центре» столичной библиотеки сотрудником отдела документов по гуманитарным и естественным наукам был проведён День информации для учителей – логопедов системы образования (слушателей Республиканского учебно-методического центра повышения квалификации работников культуры) на тему «Инновационные подходы в системе логопедической работы в условиях внедрения новых Государственных стандартов».
В XXI в. появилось большое количество современных технологий, благодаря которым работа с детьми становится интереснее. Внедрение новых форм работы даёт возможность педагогу наиболее полно выполнять свою основную образовательно-воспитательную функцию – позитивно влиять на деятельность детей. Логопед, дефектолог, психолог, воздействуя на различные сферы деятельности ребёнка, добиваются адекватно яркого, устойчивого знания тех или иных фактов, доступных для понимания и восприятия.
Все малыши очень любят играть. Книга Е. Косиновой «Уроки логопеда. Игры для развития речи» (М., 2005) поможет сделать игры не только интересными, но и полезными для развития речи. Это пособие можно использовать при работе с 6-месячными детьми, и благодаря многоуровневой системе упражнений их можно выполнять вплоть до 5-6-летнего возраста. Впервые в книге собран материал по работе со скороговорками, а также по языковой и пальчиковой гимнастике, доступный ранее только методистам и логопедам-практикам.
Количество детей с речевой патологией растет. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребёнка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
В книге Г. В. Ханьшевой «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения» (Ростов н/Д., 2005), представляющей собой методические рекомендации, подробно изложена методика освоения артикулярных упражнений. На примере базовых, наиболее распространённых упражнений рассмотрены характерные ошибки выполнения и возможности их преодоления. Продемонстрированы возможности использования зрительных опор при исправлении звуков позднего онтогенеза.
Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития. Поэтому в последнее время появилось большое количество пособий, посвящённых обследованию детей дошкольного и школьного возраста.
В книге О. Е. Грибовой «Технологии организации логопедического обследования» (М., 2005) представлены материалы по организации процедуры обследования проявлений языково-речевой недостаточности как целостного процесса с учётом его вариативности, при этом особое внимание уделяется описанию последовательности действий логопеда, обеспечивающих всесторонний подход к изучению недостатков устной и письменной речи детей различного возраста. Все рекомендации базируются на данных, полученных в ходе обследования детей с первичной речевой патологией.
Хорошо развитая речь ребёнка является важным условием успешного обучения в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей, имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребёнка.
Пособие В. М. Акименко «Новые логопедические технологии» (Ростов н/Д., 2008) составлено по материалам практической работы учителей-логопедов школьных и дошкольных образовательных учреждений и содержит рекомендации по проведению логопедического массажа языка, ушной раковины, кистей рук, стоп. В пособии представлена также авторская методика применения моделей артикуляции звуков в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений у детей.
С большим интересом учителя-логопеды также просматривали журналы из фонда библиотеки: «Методист», «Воспитание школьников», «Дефектология», «Коррекционная педагогика: теория и практика», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Здоровье детей».
Деятельность логопеда, дефектолога – творческая, она требует терпения. Знакомство с книжным и журнальным богатством библиотеки позволило учителям-логопедам, дефектологам изучить инновационные подходы в логопедической работе, которые помогут в дальнейшем своевременно распознать и понять характер речевого дефекта и других нарушений у детей, а также определить основные методы обучения.
В настоящее время общество носит реформационный характер, обусловленный реально существующими изменениями в разных сферах жизни. Увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии требует пересмотра сложившейся системы образования с позиций современного гуманистического подхода к этим детям.
21.05.2018 | Просмотров: 526