Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности младшего школьника
День информации
22 мая сотрудником отдела документов по гуманитарным и естественным наукам в «Русском центре» столичной библиотеки был проведён День информации для воспитателей ГПД (слушателей Республиканского учебно-методического центра повышения квалификации работников культуры) на тему «Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности младшего школьника».
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.
В современной социальной ситуации констатируется необходимость в психолого-педагогическом сопровождении учащихся, которое призвано гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.
Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продлённого дня (ГПД), которая создаёт благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.
Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности – создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание.
Книга Е.Ю. Протасовой, И.М. Родиной «Интеркультурная педагогика младшего возраста» (М., 2011) направлена на удовлетворение потребности качественного развития всех детей независимо от их языкового, этнического, культурного и конфессионального происхождения, на установление добрососедских, дружеских, надёжных отношений между представителями разных национальностей, на профилактику конфликтов на этнической почве.
Воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника с целью формирования определённых качеств личности, норм и образцов поведения, обретение воспитанником общественно признанных и одобряемых социальных ценностей, нравственных и правовых форм в процессе образования.
В контексте модернизации образования, а также введения ГОС всё большую актуальность приобретает проблемно-деятельностный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
В группе продлённого дня самоподготовка становится второй после урока основной формой обучения. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.
В статье С.М. Болховитина «Система организации самоподготовки в группе продлённого дня» рассматриваются образовательные и воспитательные функции самоподготовки (Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 111–114).
Самоподготовка в условиях группы продлённого дня – это ежедневные учебные занятия учащихся по выполнению домашних заданий под руководством и контролем специального педагога – воспитателя. Хотя самоподготовка не является уроком, она организуется в условиях школы, содержит в себе самообразовательный аспект и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.
Игровые занятия, проводимые в группе продлённого дня, носят развивающий характер. Они проводятся в групповой форме со сменой игровой деятельности, что учит школьников находиться в коллективе.
Сборник Н.В. Абельмас «Занимательные игры и задания на развитие логического мышления. Математика. Русский язык» (Ростов н/Д., 2007) поможет воспитателям, учителям, родителям увлекательно и с пользой организовать свободное время для детей. В книге собран практический материал для занятий с детьми младшего школьного возраста: головоломки со словами (шарады, кроссворды, ребусы), вопросы на сообразительность, игры на внимательность, разнообразные фокусы и занимательные задачи.
Построение режима учебно-воспитательной работы в группе продлённого дня предусматривает организацию развивающих занятий с учащимися в форме активного отдыха детей на воздухе.
Для того чтобы помочь ученику сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего особенного. Необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести организму пользу.
В пособии «Практикум для увеличения двигательной активности учащихся в режиме группы продлённого дня» (Волгоград, 2015) представлена система физкультурно-оздоровительной работы в группах продлённого дня начальной школы, включающая прогулку после окончания учебных занятий, гимнастику до занятий, физкультминутки во время самоподготовки, двигательную деятельность на занятиях по интересам, спортивные часы, подвижные игры на пришкольном участке.
Сбалансированная целенаправленная работа всего педагогического коллектива любого образовательного учреждения должна быть направлена на обеспечение полноценного обучения и воспитания учащихся с опорой на хорошее настроение, высокий уровень мотивации школьников, желание учащегося посещать школу (даже в каникулярное время), потому что в ней интересно, нескучно, а самое главное – она направлена не только на приобретение знаний, но и на всестороннее развитие личности каждого ученика.
22.05.2018 | Просмотров: 536