Русская иконопись
Цикл тематических просмотров «Книга Недели»
Сегодня сектор редких изданий, депозитарного отбора и хранения документов представляет книгу о таком виде изобразительного искусства как иконопись. И предлагает вашему вниманию уникальный труд советского искусствоведа, специалиста в области истории древнерусского и византийского искусства Виктора Никитича Лазарева «Русская иконопись», вышедший в 1983 году в Москве.
В настоящем издании опубликована значительная монография ученого, написанная в 1969–1971 гг. Она является итоговой работой советского искусствоведа о древнерусской станковой живописи.
В ясной, доходчивой форме и на большом конкретном материале ученый рассказывает о технике и эстетике русской иконы, о ведущих художественных школах, об отдельных мастерах и лучших произведениях. Сохраняя научный, даже академический стиль изложения, книга тем не менее написана так, что ее с интересом примут самые широкие круги читателей.
Представить себе русскую жизнь вне церкви, без иконы просто невозможно. Она сопровождала русского человека от рождения до смерти. Иконой благословляли на труд и ратный подвиг. Не было ни одного дома, где не стояли бы в красном углу чтимые образа.
Автор представленной сегодня книги замечает, что русская икона является открытием XX века. Только после того как научились расчищать древние иконы от позднейших записей, они превратились в произведения искусства. Вместе с тем стало возможным и их научное изучение. Одним из первых художников, кто по достоинству оценил красоты русской иконописи, был Матисс. Когда он попал в 1911 году в Москву, то, ознакомившись здесь с различными собраниями икон, сразу сделался их восторженным поклонником. Особенно его поразили новгородские иконы, о которых он сказал: «Это доподлинно народное искусство. Здесь первоисточник художественных исканий. Современный художник должен черпать свои вдохновения в этих примитивах...». В дальнейшем, особенно после выставок 1913, 1927 и 1967 годов, русская икона стала привлекать к себе все более широкое внимание. Среди живописцев, черпавших из нее живые творческие импульсы, следует прежде всего назвать имена Марка Шагала и Петрова-Водкина. Икона подкупала необычностью своих цветовых и композиционных решений, высокой одухотворенностью своих образов, наивной патриархальностью жизнеощущения. И получилось так, что русская икона оказалась во многом созвучной исканиям современных художников.
В монографии Виктора Лазарева читатель найдет историю русской иконописи от ее истоков до начала XVI столетия. Автор сознательно ограничил себя этими хронологическими рамками, так как «золотым веком» русской иконописи были XIV и XV столетия, после которых быстро наступил ее упадок. Это не значит, что в XVI–XVII веках не создавались отдельные прекрасные вещи, но общий уровень начал заметно снижаться, что особенно сказалось на измельчании образов и в утрате красками былой цветовой выразительности.
Следует отметить, что иконопись не является направлением живописи, но тем не менее ценится не менее высоко. Икона самобытна, потому что неразрывно связана с культурой русского народа, с его религией, верой. Она воплощает в себе величие русской души, ее многогранность и духовность.
Иконопись – это не просто способ написания икон, это образ верования, образ мышления, определенный уклад, порожденный традициями.
Искусство иконописи развилось на основе православной веры и укрепилось как основа изобразительного искусства Древней Руси. Начало ему было положено в конце 10 века, с крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца 17 века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.
Об иконописи можно судить по многочисленным настенным росписям, для исполнения которых князья приглашали лучших мастеров. Вместе с христианством Русь получила и достижения византийской культуры.
Ремесло иконописца бережно хранилось и передавалось от учителя к ученику. Были созданы разные школы, направления иконописи со своими традициями и канонами, каждая со своим характером, но, безусловно, эстетически прекрасные.
Школы эти на протяжении столетий разрабатывали и хранили свои устои и особенности письма, что говорит об имеющейся классификации, о том, что икона прочно заняла свое место в культуре русской и мировой.
Лазарев как раз в своей работе рассказывает о Новгородской школе и «северных письмах», Псковской школе и Московской школе, на значительную степень развития которой оказал влияние Андрей Рублев.
Издание «Русская иконопись» состоит из 6 томов и включает в себя огромное количество тоновых и цветных репродукций с аннотациями, иллюстрирующими особенности разных иконографических школ.
Приглашаем посетить Донецкую республиканскую универсальную научную библиотеку им. Н.К. Крупской и еще больше узнать о значительной части культурного наследия народа, об искусстве иконописи и истории иконы.
03.07.2018 | Просмотров: 501