Крещение Руси – обретение истории
Книжная выставка
Принятие Русью христианства – событие, значение которого в исторической судьбе русского народа, России переоценить невозможно. Время не имеет над ним власти, и можно с уверенностью сказать, что и сегодняшняя наша жизнь с его противоречиями, поисками духовных ценностей, стремлением обрести смысл связана с тем августовским днем 988 года, когда Киевская Русь стала Русью христианской.
А.В. Карпов
25 июля в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открылась книжная выставка, посвященная Дню крещения Руси «Крещение Руси – обретение истории».
День крещения Руси – государственная памятная дата Российской Федерации, законодательно установленная 31 мая 1910 года в память о крещении Руси, отнесенном к 988 году.
На сегодняшний день в исторической науке существует порядка 2400 книг и статей, касающихся темы Крещения Руси. Однако, несмотря на наличие такого значительного количества работ, посвященных данной тематике, в среде историков до сих пор отсутствует целостное понимание сложного и неоднозначного процесса распространения христианского вероучения на территории древнерусского государства.
Преодоление разного рода фальсификаций и спекуляций вокруг древнерусской истории возможно только путем научного анализа. Сборник «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков» (М., 1988) дает представление об основных концепциях русской и советской исторической науки по введению христианства на Руси.
В монографии М.Ю. Брайчевского «Утверждение христианства на Руси» (К., 1989), показывается длительности и сложность процесса утверждения христианства, освещается его роль как надстройка над феодальным базисом и дальнейшее превращение в реакционную силу.
У восточных славян была своя ранненациональная религия. Зачем Руси понадобилось заимствовать христианство? Кто, когда и какими методами крестил наших предков? Ответы на эти вопросы дает кандидат философских наук Г.М. Филист в книге «Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия» (Минск, 1988). Автор восстанавливает реальные исторические события первых веков существования древнерусского государства, освобождает их от легенд и вымыслов.
В уникальный альманах «Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси» (М., 1991) включены не только богословские, но и художественные, и искусствоведческие очерки, принадлежащие перу наших соотечественников таких, как С.С. Аверинцев, А.И. Солженицын и др. В альманахе есть публикации и архивные, но символически появившиеся на свет лишь в юбилейном 1988 году.
Книга известного писателя В.В. Грицкова «Крещение Руси» (М., 2009) содержит обзор основных событий из жизни двух ключевых фигур в истории Древней Руси: великого князя Владимира Святого и первого русского митрополита – святого Михаила Киевского. Издание отражает основные вехи русской истории и истории православия.
О событиях, предшествующих повсеместному крещению Руси, пишет кандидат исторических наук и старший научный сотрудник Института славяноведения РАН М.А. Васильев, опубликовав результаты исследования в статье «Канун крещения Руси: «проводы – похороны» киевских кумиров Перуна и Волоса» в журнале «Славяноведение» (1999. – № 2. – С. 79–84). Упомянутая в заголовке церемония, оказавшаяся объектом научного интереса ученого, судя по всему, ставила своей целью расчистить идеологическую почву для принятия новой религии жителями Киева конца Х века, которые являлись тогда, в подавляющем своем большинстве, язычниками.
Статья кандидата исторических наук А.Б. Головко «Христианизация восточнославянского общества и внешняя политика Древней Руси в IX – первой трети XIII века», опубликованная в профессиональном периодическом издании «Вопросы истории» (1988. – № 9. – С. 59–71) также носит сугубо научный характер.
В этом же журнале (Вопросы истории. – 1984. – № 6. – С. 34–47) автор статьи «О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами» О.М. Рапов собрал мнения исследователей по данному вопросу, ведь время эпохального шага теряется в веках, а источниковедческая сложность проблемы создала почву для дискуссий и разногласий.
С вопросами периодизации массового крещения населения древнего Киева и его историческими первопричинами пытается разобраться Вадим Хапаев на страницах журнала «Родина» (2009. – № 10. – С. 102–104), озаглавив свой материал «Поход Владимира на Корсунь».
Публицистический материал Ю. Григорьева «Владимир Красное Солнышко или перестройка номер один» рассказывает о сути важного общественно-политического шага, совершенного в древности князем Владимиром Великим, когда, по свидетельству летописца, жителей Киева принудительно и поголовно крестили. Публикация помещена в журнале «Наука и религия» (2004. – № 9. – С. 18–22) в рубрике «Уроки истории».
Опубликовав в журнале «Наш современник» (1991. – № 10. – С. 170–174) очерк, озаглавленный «Владимир Креститель», публицист Николай Лисовой проанализировал значение личности древнерусского князя, причисленного к лику святых, с точки зрения разных направлений государственной деятельности и влияния на судьбу Отечества.
С изданиями, представленными на выставке, можно ознакомиться до 5 августа.
25.07.2018 | Просмотров: 457