Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Крещение Руси – обретение истории

Книжная выставка

Принятие Русью христианства – событие, значение которого в исторической судьбе русского народа, России переоценить невозможно. Время не имеет над ним власти, и можно с уверенностью сказать, что и сегодняшняя наша жизнь с его противоречиями, поисками духовных ценностей, стремлением обрести смысл связана с тем августовским днем 988 года, когда Киевская Русь стала Русью христианской.

А.В. Карпов

25 июля в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открылась книжная выставка, посвященная Дню крещения Руси «Крещение Руси – обретение истории».

День крещения Руси – государственная памятная дата Российской Федерации, законодательно установленная 31 мая 1910 года в память о крещении Руси, отнесенном к 988 году.

На сегодняшний день в исторической науке существует порядка 2400 книг и статей, касающихся темы Крещения Руси. Однако, несмотря на наличие такого значительного количества работ, посвященных данной тематике, в среде историков до сих пор отсутствует целостное понимание сложного и неоднозначного процесса распространения христианского вероучения на территории древнерусского государства.

Преодоление разного рода фальсификаций и спекуляций вокруг древнерусской истории возможно только путем научного анализа. Сборник «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков» (М., 1988) дает представление об основных концепциях русской и советской исторической науки по введению христианства на Руси.

В монографии М.Ю. Брайчевского «Утверждение христианства на Руси» (К., 1989), показывается длительности и сложность процесса утверждения христианства, освещается его роль как надстройка над феодальным базисом и дальнейшее превращение в реакционную силу.

У восточных славян была своя ранненациональная религия. Зачем Руси понадобилось заимствовать христианство? Кто, когда и какими методами крестил наших предков? Ответы на эти вопросы дает кандидат философских наук Г.М. Филист в книге «Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия» (Минск, 1988). Автор восстанавливает реальные исторические события первых веков существования древнерусского государства, освобождает их от легенд и вымыслов.

В уникальный альманах «Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси» (М., 1991) включены не только богословские, но и художественные, и искусствоведческие очерки, принадлежащие перу наших соотечественников таких, как С.С. Аверинцев, А.И. Солженицын и др. В альманахе есть публикации и архивные, но символически появившиеся на свет лишь в юбилейном 1988 году.

Книга известного писателя В.В. Грицкова «Крещение Руси» (М., 2009) содержит обзор основных событий из жизни двух ключевых фигур в истории Древней Руси: великого князя Владимира Святого и первого русского митрополита – святого Михаила Киевского. Издание отражает основные вехи русской истории и истории православия.

О событиях, предшествующих повсеместному крещению Руси, пишет кандидат исторических наук и старший научный сотрудник Института славяноведения РАН М.А. Васильев, опубликовав результаты исследования в статье «Канун крещения Руси: «проводы – похороны» киевских кумиров Перуна и Волоса» в журнале «Славяноведение» (1999. – № 2. – С. 79–84). Упомянутая в заголовке церемония, оказавшаяся объектом научного интереса ученого, судя по всему, ставила своей целью расчистить идеологическую почву для принятия новой религии жителями Киева конца Х века, которые являлись тогда, в подавляющем своем большинстве, язычниками.

Статья кандидата исторических наук А.Б. Головко «Христианизация восточнославянского общества и внешняя политика Древней Руси в IX – первой трети XIII века», опубликованная в профессиональном периодическом издании «Вопросы истории» (1988. – № 9. – С. 59–71) также носит сугубо научный характер.

В этом же журнале (Вопросы истории. – 1984. – № 6. – С. 34–47) автор статьи «О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами» О.М. Рапов собрал мнения исследователей по данному вопросу, ведь время эпохального шага теряется в веках, а источниковедческая сложность проблемы создала почву для дискуссий и разногласий.

С вопросами периодизации массового крещения населения древнего Киева и его историческими первопричинами пытается разобраться Вадим Хапаев на страницах журнала «Родина» (2009. – № 10. – С. 102–104), озаглавив свой материал «Поход Владимира на Корсунь».

Публицистический материал Ю. Григорьева «Владимир Красное Солнышко или перестройка номер один» рассказывает о сути важного общественно-политического шага, совершенного в древности князем Владимиром Великим, когда, по свидетельству летописца, жителей Киева принудительно и поголовно крестили. Публикация помещена в журнале «Наука и религия» (2004. – № 9. – С. 18–22) в рубрике «Уроки истории».

Опубликовав в журнале «Наш современник» (1991. – № 10. – С. 170–174) очерк, озаглавленный «Владимир Креститель», публицист Николай Лисовой проанализировал значение личности древнерусского князя, причисленного к лику святых, с точки зрения разных направлений государственной деятельности и влияния на судьбу Отечества.

С изданиями, представленными на выставке, можно ознакомиться до 5 августа.

25.07.2018 | Просмотров: 457

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей