Стратегия педагогического проектирования и конструирования в практической деятельности учителя начальных классов в условиях реализации ГОС НОО
День информации
8 октября сотрудником отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой в лекционном зале библиотеки был проведён День информации для учителей начальных классов – слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования на тему «Стратегия педагогического проектирования и конструирования в практической деятельности учителя начальных классов в условиях реализации ГОС НОО».
Современное общество динамично, постоянные изменения требуют непрерывного повышения образовательного уровня человека в течение всей жизни. ГОС нацеливает школу не столько на то, чтобы дать ребёнку большой багаж знаний, сколько на обеспечение его общекультурного, личностного и познавательного развития, на формирование у школьников умения учиться. В этой ситуации наиболее важным аспектом является демонстрация педагогами наиболее эффективных методик и технологий, направленных на реализацию новых требований ГОС к результатам обучения.
В сборнике «Учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников: особенности, содержание, формирование мотивов» (Челябинск, 2014) раскрываются особенности культурно-исторического системно-деятельностного подхода как методологической и технологической основы государственного образовательного стандарта начального общего образования. В книгу включены материалы, описывающие технологию культурно-исторического системно-деятельностного подхода, рассматривается роль учебной деятельности как ведущей деятельности младших школьников: особенности, содержание, формирование мотивов.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
С момента апробации и введения ГОС учителя отмечали, что испытывают затруднения в моделировании и конструировании урока, отвечающего требованиям новых стандартов.
В сборнике Брыковой О.В. «Проектная деятельность в учебном процессе» (М., 2006) представлены конкретные рекомендации по практической реализации методов проектов, отражающие в первую очередь потребности педагогов-практиков и учащихся.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Методическое пособие Дусавицкого А.К. «Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению» (М., 2012) посвящено педагогическому анализу урока, реализующего системно-деятельностный подход к обучению в начальной школе. В сборнике раскрыты отличительные признаки урока, типология, условия подготовки и проведения.
Проектировать и конструировать занятие, урок необходимо, исходя из анализа поставленных целей, учитывая особенности предшествующей учебной деятельности детей и прогнозируя вариативность детских действий.
Проектирование должно задавать не только вариативность, но и значительный запас содержания, покрывающий несколько конкретных уроков. Проект должен быть прогностичным – в идеале должен предвидеть все возможные сценарии развития событий.
В центре проекта – деятельность детей, а не педагога, как это обычно отражается в планировании. Педагог в своей деятельности отталкивается от действий ребёнка.
Широкий спектр задач, касающихся управления начальной школой, поставлен и освещён в книге «Управление начальной школой» (М., 2007).
Новый учитель должен понимать, что никого нельзя научить, можно лишь самому научиться. Нельзя прожить за ученика его жизнь, а потому доблесть учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям. Новый учитель сначала пробуждает в ученике ученика, а потом растит из него собеседника. Учитель покажет ценность каждого учащегося, проявит его интерес и «нужность», а, значит, разовьёт в нём индивидуальные качества. Важным аспектом является творчество самого учителя: он должен уметь создавать, творить, уметь учиться.
Учителя знакомились с журналами «Классный руководитель», «Методист», «Классное руководство», «Школьные технологии», а по окончании мероприятия была предоставлена уникальная возможность погрузиться в мир раритетных журналов «Начальная школа», начиная с 1944 года (журнал отмечает 85-летие со дня основания) и «Народное образование» (журнал отмечает 215-летие со дня основания). Педагоги приятно были удивлены и с нескрываемым восторгом перелистывали пожелтевшие страницы этих журналов, сравнивая их с современными изданиями.
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только основного и среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека.
08.10.2018 | Просмотров: 521