Современные инновационные подходы к управлению общеобразовательной организацией (интегрированные)
День информации
16 октября сотрудником отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой в лекционном зале библиотеки был проведён День информации для заместителей директоров общеобразовательных организаций с предметной подготовкой – слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования на тему «Современные инновационные подходы к управлению общеобразовательной организацией (интегрированные)».
Мы живём в третьем тысячелетии. Это время глобальных перемен, которые затрагивают и современную педагогику. В последние годы появилось множество новых педагогических технологий, среди которых особое место занимает интеграция.
Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.
Для развития у школьников устойчивого познавательного интереса перед педагогами стоит непростая задача: сделать урок интересным, насыщенным и занимательным. Поэтому урок должен содержать в себе элементы чего-то удивительного, неожиданного, вызывающего интерес к учебному предмету, способствующего созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию учеников.
В статье А. С. Журавлёвой, С. Г. Маханьковой «Интегрированный урок математики и русского языка «Учимся решать задачи» описан урок математики и русского языка, проводившийся авторами в 5 классе. Он посвящен работе с арифметической задачей как с непростым для восприятия текстом (Математика в школе. – 2012. – № 5.– С. 39–43).
Изменение целей естественно-научного образования поставило многих учителей в тупик. Как, например, на уроках химии передавать учащимся не только специальные химические знания, но и духовные ценности, которые традиционно рассматривались на уроках гуманитарного и эстетического циклов? Что должен делать учитель физики для гуманизации своего предмета? Вечный вопрос русской интеллигенции «Что делать?» для учителей биологии приобретает особую остроту из-за хронического недостатка учебного времени, и всякое новшество воспринимается настороженно.
Вместе с тем история педагогики представляет нам убедительные примеры того, что изменения, происходящие в жизни общества, оказывают определяющее влияние на поиск путей совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В сборнике А.А. Журина «Интегрированное медиаобразование в средней школе» (М., 2012) обоснована необходимость интеграции медиаобразования с традиционными предметами естественно-научного цикла (биология, география, физика, химия). Раскрыта дидактическая система интегрированного медиаобразования, показаны взаимосвязь и взаимозависимость целей общего образования с целями, содержанием, средствами, методами и организационными формами интегрированного медиаобразования.
Выполнение предметных и интегрированных заданий требует тесной совместной деятельности учителей-предметников и школьников. Задача учителя – вовремя направить, подсказать ученику возможные пути решения.
Сборник С.В. Кульневича, Т.П. Лакоценина «Нетрадиционные уроки в начальной школе» (Ростов н/Д., 2002) посвящён организации нестандартных уроков в начальной школе по математике и природоведению. Представлены советы по разработке и проведению как отдельных частей урока, так и полных уроков, способствующих развитию познавательного интереса учащихся.
Расширение самостоятельности учащихся при выполнении предметных и интегрированных заданий существенно повышает мотивацию школьников.
Интегрированные процессы качественно преобразуют отдельные элементы системы обучения или всю систему.
Модернизация системы образования включает в себя активное использование инновационных идей и решений. Технология интегрированного обучения направлена на развитие познавательных и творческих способностей. На практике достигается целостное и глубокое понимание реальности окружающего мира.
В статье И.А. Корешковой, Л.Ю. Маковской «Преимущества применения интегрированной технологи обучения в СПО в рамках ФГОС» рассмотрены особенности и преимущества интегрированной технологии обучения, представлен опыт интеграции различных дисциплин в единый учебный процесс и подготовки бинарных занятий по физике и английскому языку (Методист. – 2017. – № 9. – С. 27–29).
Опыт работы педагогов показывает, что при согласованной совместной работе учителей-естественников особое значение имеют интегрированные задания, в каждом из которых природные процессы или объекты рассматриваются не традиционно, с позиций отдельных наук (астрономия, биология, география, физика, химия), а в комплексе. Это позволяет решить задачу формирования у школьников целостного представления об окружающем мире, о взаимной связи природных явлений, отмечая при этом физические и химические свойства изучаемых объектов, прослеживая биологическую роль протекающих процессов и учитывая пространственные и временные характеристики.
Отечественная система образования переживает сильные изменения, в частности, переход на многоуровневую подготовку и переориентацию профессиональной подготовки специалиста с позиции компетентностного подхода. Современные исследования модернизации образования базируются на изучении общих тенденций развития образования в мире, которое выстраивается на новых методологических основаниях.
Система современного образования ведёт к смене приоритета в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
16.10.2018 | Просмотров: 491