Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Художественный мир Владимира Тендрякова

Книжная выставка

5 декабря в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам открывается книжная выставка «Художественный мир Владимира Тендрякова», посвященная 95-летию со дня рождения Владимира Федоровича Тендрякова, выдающегося русского писателя, прозаика, сценариста, драматурга.

На выставке представлены произведения В.Ф. Тендрякова, которые помогут лучше понять личность писателя, оценить его незаурядные способности живописца, круг его интересов, друзей.

Владимир Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Верховажского района Вологодской области. Детство писателя прошло в деревне. Мечтал после школы стать художником. Часто уходил на берег лесной речки и рисовал пейзажи.

Первые серьезные шаги Владимира Тендрякова в литературе были связаны с журналом «Новый мир». Там в 1956 году был опубликован первый его большой роман «Тугой узел».

В сборник произведений В.Ф. Тендрякова «Чудотворная» (К., 1985) вошли повести: «Чудотворная», «Чрезвычайное», «Расплата», «Ночь после выпуска», которым присущи острая конфликтность, предельный драматизм жизненных ситуаций, стремление пробудить в читателе общественное неравнодушие.

В 1960-е годы и позднее почти все произведения Тендрякова вызывали гнев цензуры. В 1966 году Главлит запретил печатать повесть «Находка» в журнале «Новый мир», поскольку эта повесть «очерняла советский образ жизни».

Книга «Свидание с Нефертити» (М., 1988) – это во многом автобиографичный роман о месте художника в жизни. Судьба главного героя – молодого художника Федора Матёрина – отчасти повторяет судьбу самого писателя: выпускной вечер в канун войны, Сталинград, ранение под Харьковом. Проводя своего героя через многие тяжелые испытания военных лет, писатель показывает верность Материна своему призванию, его стремление выяснить для себя вопрос: «Что есть истина в искусстве». В романе Тендряков изобразил героев, выражающих различные взгляды на искусство и положение художника в обществе.

В середине-конце 70-х годов Тендряков опубликовал так называемый школьный цикл рассказов – «Весенние перевертыши», «Расплата», «Ночь после выпуска», которые принесли ему заслуженную славу. В повести «Расплата» (М., 1982) представлен конфликт с совестью на фоне изображенного автором главного изъяна советской школы — отсутствия полноценной духовной основы в воспитании и образовании.

Экранизировать повести и романы Владимира Тендрякова начали еще в 50-х годах. Самые известные фильмы – «Житейское дело» (1976), «Весенние перевертыши» (1974), «Суд» (1963) и «49 дней» (1962).

Творчество Владимира Тендрякова продолжает традицию духовных исканий, отличающую лучшие произведения русской классической литературы во все периоды ее истории. Книги Тендрякова переведены на многие языки мира. А в декабре 2015 года на большие экраны вышел новый фильм по произведению Владимира Фёдоровича «Находка».

На выставке представлены также периодические издания, в которых опубликованы содержательные статьи о творчестве Владимира Тендрякова.

Лев Соломонович Айзерман – педагог, учитель русской словесности, автор множества популярных книг по методике преподавания литературы и статей на педагогические темы. На страницах журнала «Литература в школе» рассказывал об уроках, проведенных им в 1990/91 учебном году. Его статья «Внимая ужасам войны» предлагает систему уроков, посвященных изображению войны в литературе. Статья третья, заканчивающая цикл, посвящена рассказу Владимира Тендрякова «Хлеб для собаки». Рассказ о голоде 1933 года, о мальчике, накормленном, устроенном, сытом, но мальчике, которому стыдно быть сытым среди голодных. Он изобразил ситуацию, особенно трагическую. Рассказ воспроизводит атмосферу 1932 – 1933 гг., в которой жила страна (1993. – № 4. – С. 57 – 64). Статья Г.Ф. Николаева «Тендряков на Байкале» посвящена 70–летию Владимира Федоровича. Геннадий Философович был инженером–физиком, работал на крупных предприятиях Сибири. В 1965 году Тендрякова командировали на Байкал от газеты «Правда» с целью знакомства с проблемами строительства Байкальского целлюлозного комбината. Данная статья является главой из воспоминаний этого визита (Звезда. – 1993. – № 11. – С. 163 – 169). Свою статью «Тысяча первый раз о нравственности» Владимир Федорович Тендряков предварил словами: «Данная работа является попыткой доказать, что именно сейчас мир дозрел до нравственных преобразований». К 80–летию писателя издание «Звезда» (2003. – № 12. – С. 148 – 163) представило журнальный вариант этой статьи, дав читателям самим почувствовать, насколько актуально все, о чем размышлял Тендряков на исходе XX века.

Выставка продлится до 15 декабря.

04.12.2018 | Просмотров: 574

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей