Я был! Я есть! Мне вечности не надо...
Книжная выставка
13 декабря в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается книжная выставка «Я был! Я есть! Мне вечности не надо...», посвящённая 145-летию со дня рождения В.Я. Брюсова, русского поэта, прозаика, драматурга.
Имя Брюсова прочно вошло в историю русской литературы. Он известен как прославленный поэт и учёный, обладавший огромным запасом знаний и многосторонней культурой, как вождь русского символизма, как прозаик и переводчик, как литературный критик, исследователь Пушкина, знаток и историк русской, французской, римской и армянской поэзии, теоретик стиха.
Валерий Брюсов – один из самых заметных литературных деятелей Серебряного века.
Писать Брюсов начал рано, ещё ребёнком, сочиняя стихи, рассказы и «научные» статьи. Сам Брюсов отмечал, что им написано гораздо больше, чем собрано в книгах.
В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие – любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию – и пессимистические.
В 7-ми томное «Собрание сочинений» (М., 1973) включены романы, исторические повести, стихотворения, поэмы, рецензии, статьи разных лет.
Главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти.
Настроения поэта подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии поэт то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики.
Жизнь и творчество Брюсова – это история исканий, эстетических завоеваний и разведок, путь больших достижений и утрат, в конечном счете, ведущий его к изживанию декадентских пристрастий.
Д. Е. Максимов, автор книги «Брюсов» (Л., 1969) стремился наметить в сборнике самые общие контуры поэзии Брюсова и его литературно-эстетических позиций. Говоря о Брюсове, поэте и литераторе, автор пытался дать общее представление о его человеческой индивидуальности.
Вся жизнь поэта – образец неустанного труда на поприще литературы, и можно только изумляться тому, сколько он успел сделать за свою сравнительно короткую жизнь.
В сборнике С.И. Гиндина «Поэзия В. Я. Брюсова» (М., 1973) анализируется творческая деятельность поэта. Автор сборника говорит о пафосе поэзии Брюсова, показывает, в чём заключается её значение для читателя.
После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. Поэт был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. Он являлся также членом Моссовета, принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии.
В 1923 году, в связи с пятидесятилетним юбилеем, Брюсов получил грамоту от советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта «перед всей страной» и выражалась «благодарность рабоче-крестьянского правительства».
Брюсов был одним из виднейших литературных критиков своего времени. Современник трёх революций, поэт понимал, что Великий Октябрь – это начало новой эры.
На выставке также представлены публикации в периодических изданиях. «Московский журнал» (1998. – № 3. – С. 38–41) в рубрике «Штрихи к портрету» разместил статью М.Н. Глазкова «Малоизвестные фрагменты жизни В. Я. Брюсова». Историку-библиотековеду была хорошо знакома деятельность Валерия Яковлевича в руководстве библиотечным ведомством Наркомпроса. В ключевой период становления советской библиотечной теории и практики Брюсов оказал прямое влияние на важнейшие процессы централизации библиотечного дела, реквизиции и национализации библиотечных фондов, реорганизации работы научных библиотек. Но, как оговорился сам автор, в данной статье также речь идет не о самых парадных и известных сторонах биографии В. Я. Брюсова.
Известно, что с 1890 по 1903 год В. Я. Брюсов вел дневник. На протяжении долгого времени существенную часть записей составляли повествования о любовных увлечениях автора. Для публикации Н. А. Богомоловой «Из дневника Валерия Брюсова 1892 – 1893 годов» были отобраны фрагменты дневника с октября 1892 года по июнь 1893–го. Эти фрагменты были посвящены трем темам: любви к Е. А. Масловой, восприятию поэзии французского и русского символизма и спиритическим сеансам в семействе Красковых (Новое литературное обозрение. – 2004. – № 1. – С. 185–207).
В статье «Единственным мерилом… остается художественность» В. В. Калмыков анализирует эстетику В. Я. Брюсова. Центром эстетической системы Брюсова являлось искусство как самостоятельная ценность: оно не служит никаким целям, кроме своих собственных, и не решает никаких проблем, кроме художественных. Предмет искусства для Валерия Яковлевича – душа художника, которая обращена и внутрь себя, и внешне. «…Искусство существует только в человеке, и нигде более». Озаряя свою душу, художник имеет одну единственную цель: «воссоздать весь мир в своем истолковании». Результат этого истолкования – художественная правда о мире, которая передается художником через его произведение людям, желающим познать эту правду (Вопросы философии. – 2010. – № 12. – С. 116–126).
Путь Брюсова – путь крупнейшего русского поэта, стремившегося овладеть высотами мировой культуры. Он стал одним из талантливых поэтов страны.
Книжная выставка будет действовать до 26 декабря.
11.12.2018 | Просмотров: 463