Родоначальник живописи форм в европейском искусстве
Книжная выставка
15 января в отделе искусств открылась выставка литературы «Родоначальник живописи форм в европейском искусстве» к 180-летию со дня рождения французского художника Поля Сезанна (1839-1906).
Поль Сезанн – выдающийся живописец конца XIX века, чье имя стало легендарным для последующих поколений художников и любителей искусства. Отец хотел, чтобы он был банкиром, но Поль стал великим художником XIX века. Для того, чтобы достичь этой цели, Сезанн с непоколебимым упорством преодолел все препятствия и в одиночестве продолжал заниматься тем, что придавало смысл его жизни – живописью.
При жизни он был наиболее критикуемый, осуждаемый прессой и публикой и если его творения имели успех, то только потому, что вызывали гомерический хохот. Однако уже в первые десятилетия XX века его гений был оценен по достоинству. Сезанн, не признанный при жизни, сегодня считается самым новаторским художником XIX века. Его творчество послужило толчком к появлению многих современных течений в живописи: символизма, фовизма, экспрессионизма, футуризма, кубизма, сюрреализма. Он учил мир новому зрению. Его не влекла, в отличие от многочисленных представителей академической школы, фотографическая точность воспроизведения зримого мира. Он не стремился, как его современники импрессионисты, запечатлеть мимолетные состояния природы. Сезанн верил в постоянство форм и красок мира и устойчивость отношений между ними.
Воспоминания о Поле Сезанне Амбруаза Воллара «Сезанн» (Ленинград, 1934) впервые появившиеся в 1914 году, затем неоднократно переиздавались и переводились на разные языки мира, в том числе и на русский. Эта книга является комбинированной биографией художника и воспоминаний о нем друга и почитателя – известного коллекционера и торговца картинами. Автор сумел добросовестно зафиксировать ряд важных для характеристики художника высказываний, которые дают полезный материал для художников и искусствоведов. Журнал «Искусство» (2006. - № 1) публикует статью из журнала «Cahiers d’Art» за 1931 год французского критика и издателя Кристиана Зерноса, который обращается к творческому наследию знаменитого художника и его влиянию на будущие поколения.
В отечественном искусствознании Сезанн занимает место реформатора, тем не менее, в различные периоды к его творчеству относились по-разному. В одно время вместе с импрессионистами и представителями новейших течений он был исключен из официальной истории искусств.
Публикации о великом мастере с трудом пробивали себе дорогу, поэтому изданные в русском переводе книги известного французского писателя, биографа Анри Перрюшо «Жизнь Сезанна» (Москва, 1991) и английского писателя и искусствоведа Джека Линдсея «Поль Сезанн» (Ростов-на-Дону, 1997) восполняют этот пробел. Биография художника и эволюция его творчества показана на фоне культурной жизни Франции его времени. Творчество Сезанна раскрывается разными гранями: и с точки зрения взглядов современников и в свете его восприятия художниками других направлений. В описании биографии художника большое место занимает описание отношений Поля Сезанна с его школьным товарищем писателем Эмилем Золя и «учителем» и «добрым ангелом» художником Камилем Писсарро. Дружба Золя и Сезанна была важна для них обоих. Во многом под влиянием Золя Сезанн выбрал путь художника. В свою очередь размышления Сезанна о живописи определили вкусы Золя в области изобразительного искусства.
За последние годы появилось множество переводной литературы о великом мастере, альбомов репродукций, посвященных Сезанну.
В фундаментальном иллюстрированном издании Ричарда Мёрфи «Мир Сезанна. 1839-1906» (Москва, 1998) исследуется новый способ видения художника, открывшего дорогу абстрактному искусству. Сезанн перенес акцент в живописи с предмета изображения на сознание изображающего. Так, свой любимый Прованс художник запечатлел на холстах с такой неотразимой силой, что побывать здесь после знакомства с его живописью – значит увидеть эти места отраженными в его глазах и его одинокой душе.
Красочный художественный альбом «Сезанн» издательства «Белый город» (Москва, 2001) представляет биографический очерк в сочетании с описанием произведений мастера, проанализированных с точки зрения переворота, совершенного им в теоретической и эстетической системе всей европейской живописи. Живопись Сезанна – это цветной рисунок. «Цель живописи – живопись», – заявлял Сезанн. Для Сезанна, автора множества натюрмортов с яблоками, этот плод стал метафорой самого искусства, метафорой интуиции, возникшей на основе реальности.
Сезанн сказал однажды: «Такие, как я, рождаются раз в двести лет». «Слишком скромно ценил он себя: на самом деле придется ждать куда более двухсот лет, пока вновь появится такой художник, как он», - пишет Ивон Тайандье в книге «Сезанн» (Москва, 1995). Автор рассматривает произведения Сезанна с точки зрения техники живописи: объема, моделировки цветом, перспективы. Анализируя творчество Сезанна, он соотносит его живопись с картинами Эль Греко и Джотто, сравнивает с живописной техникой импрессионистов и фовистов. Сезанн верил своим ощущениям и точно воспроизводил их всеми имевшимися в его распоряжении средствами передачи цвета и объема, сохранив до конца жизни наивность зрения и свежесть восприятия.
Сегодня нет необходимости утверждать авторитет Сезанна как великого художника своего времени, чьи работы хранятся в самых престижных музеях мира и частных коллекциях, и его влияние на развитие мировой художественной культуры.
Выставка продлится до 31 января.
16.01.2019 | Просмотров: 449