Жизель русского балета – восхитительная Наталия Бессмертнова
Видеопросмотр
23 января в кинозале библиотеки в цикле «Шедевры мирового музыкального театра» состоялся видеопросмотр балета «Жизель», воплощающего извечные человеческие чувства, признанного вершиной балетного романтизма. Первое представление балета состоялось в Париже в 1841 году на сцене Королевской академии музыки (нынешней Гранд-Опера), а через полтора-два года спектакль был поставлен в Петербурге и в Москве. Сегодня «Жизель» - самый старый балет, где музыка, действие и танец существуют в полной гармонии.
Спектакль родился под счастливой звездой, под знаком любви ее авторов. Французский хореограф Жюль Перро сочинил этот балет для своей избранницы – итальянской балерины Карлотты Гризи. Талант красавицы балерины пленил и французского поэта Теофиля Готье, который написал сценарий балета о девушках-вилисах, обманутых своими любимыми и умерших до свадьбы, основываясь на легенде в пересказе немецкого романтика Генриха Гейне.
В этот день читателям и гостям библиотеки представилась возможность увидеть Наталию Бессмертнову в самом главном своем балете, в «Жизели». Абсолютная прима Большого театра, она станцевала все партии классического репертуара, но Жизель - ее лучшая роль. Утонченная внешность и внутренний лиризм в сочетании с предельной естественностью сделали неповторимой ее Жизель. «Бессмертнова принадлежала к числу танцовщиц-сильфид. Это самый редкий и, может быть, самый законченный тип танцовщицы», пишет известный балетный критик В. Гаевский «Дивертисмент» (Москва, 1981).Тончайшее чувство стиля, невиданная грациозность и духовная сосредоточенность танца были отличительными чертами ее уникального дарования. Невесомый танец Бессмертновой остался в памяти любителей балета навсегда.
Жизель оказалась особенно созвучна русской душе. Когда на Западе интерес к балету иссяк, именно знаменитый российский балетмейстер Мариус Петипа внес в спектакль свои коррективы, и в его редакции, начиная с Дягилевских сезонов, балет начал второе триумфальное шествие по театрам мира. Не напрасно среди русских поклонников спектакля начала XX века поэтический образ Жизели стал символом не только Петербурга, но и России в целом. Многие выдающиеся танцовщицы обращались к этому балету.
«Жизель» для балерины то же, что Гамлет для драматического актера: над этой ролью можно работать всю жизнь», призналась знаменитая русская балерина Наталья Макарова.
Центральным изданием книжно-иллюстративной выставки, подготовленной сотрудниками отдела, стало блестящее исследование Глафиры Емельяновой-Зубковской «Жизель: Петербург. XX век» (Санкт-Петербург, 2007), в котором используется поэтическое и метафорическое видение исполнительства, рассматривается духовная и философская основа созданных актрисами образов, широко применяются ассоциации с произведениями изобразительного искусства.
Сценической судьбе «Жизели» на русской сцене посвящены серьезные искусствоведческие исследования, такие как книга историка балета Ю. Слонимского «Жизель»: Этюды» (Ленинград 1969), а также издания, посвященные замечательным исполнительницам. Целостный анализ созданного танцовщицами образа прослеживается в книгах В. Красовской «Анна Павлова: Страницы жизни русской танцовщицы» (Ленинград ; Москва, 1964), «Статьи о балете» (Ленинград, 1967), В. Богданова-Березовского «Галина Сергеевна Уланова» (Москва, 1961), Б. Львова-Анохина «Галина Уланова» (Москва, 1984), «Алла Шелест» (Москва, 1964), О. Розановой «Елена Люком» (Ленинград, 1983), М. Михайлова «Молодые годы ленинградского балета» (Ленинград, 1978) и многих других.
Одна из постоянных посетительниц видеопросмотров дополнила рассказ библиотекаря о выдающихся исполнительницах Жизели, вспомнив замечательную донецкую балерину Елену Горчакову, ее удивительно нежный танец и незабываемое впечатление от увиденного в далекие годы на сцене Донецкого театра оперы и балета образа.
Образ Жизели развивался во времени, обогащался находками новых исполнительниц, которые стремились выразить в нем проблемы, волнующие ее поколение.
Зрители с восхищением и сочувствием к героине посмотрели старинный балет, отмечая, что Жизель своей любовью, даже в образе вроде бы бездушной виллисы, может понять и простить чужую душевную боль и красотой чувства преобразить мир.
25.01.2019 | Просмотров: 466