Современный урок в системе специального образования
День информации
8 февраля главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой в «Русском центре» библиотеки им. Н.К. Крупской был проведен День информации для учителей специальных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья – слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования на тему «Современный урок в системе специального образования».
Совсем недавно обучение и воспитание детей-инвалидов, управление школами-интернатами для слепых, глухих детей, вспомогательными школами для умственно отсталых было почти закрытой темой. Аномальные, дефективные (как они тогда назывались) дети дифференцировались на «обучаемых» и «необучаемых».
Сегодня положение коренным образом изменилось. Несмотря на то, что количество детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) образовании, постоянно растёт, все дети признаны обучаемыми с учётом их возможностей и в режиме их развития.
В настоящее время выпускается много пособий с интересным материалом и ценными методическими указаниями для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
С этими материалами и методическими пособиями, поступившими в фонды библиотеки, учителя знакомились, проявляя к новинкам большой интерес.
Развитие речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья – одна из важных задач, которая решается педагогами комплексно, в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов (ГОС).
В сборнике «Развитие речи. 2 класс: конспекты уроков и коррекционно- развивающих занятий» (Волгоград, б.г.,) представлена система работы по обучению школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках развития речи. Пособие окажет практическую помощь учителю в правильном выборе построения урока, отвечающего современным требованиям, полезно воспитателям для проведения коррекционно-развивающих занятий.
Являясь гражданами государства, дети, подростки, взрослые лица с тяжёлыми и множественными нарушениями имеют право на образование.
В книге Н. А. Сорокиной «Развитие у детей раннего, дошкольного и школьного возраста контроля и программирования деятельности» (М., 2010) предложены игры и занятия, направленные на развитие самостоятельности в предметной деятельности, игры на развитие чувства времени, внимательности, наблюдательности, распределения, устойчивости и концентрации внимания, совершенствование ловкости и тонкости движений, а также игры на развитие внимания к своим движениям, к звукам, игры в помощь обучению. Книга предназначена для дефектологов, логопедов, учителей, психологов.
Образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает оценку не только уровня освоения ребёнком содержания, заложенного в общеобразовательной программе, но и развития у него навыков, определяющих степень социализации личности.
В статье А. С. Баталова, А. Д. Вильшанской «Деятельность психолого-педагогического консилиума образовательной организации в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» рассмотрен опыт организации психолого-педагогического консилиума в образовательном комплексе и перспективы его деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 5. – С. 9–22).
В пакете социальных услуг предусмотрено, что каждый ребёнок должен получать образовательные услуги.
В книге «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» (М., 2007) представлены современные подходы к организации и содержанию воспитания и обучения детей с тяжёлыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях детских домов, школ-интернатов.
Современная система специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сборник «Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в контексте реализации ФГОС ДО» (Комсомольск-на-Амуре, 2017) подготовлен по материалам методических объединений учителей – логопедов, состоявшихся в 2016-2017 учебном году. В книге представлены конспекты образовательной деятельности интегрированного характера, а также опыт организации взаимодействия различных специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность внедрения интегрированного обучения в педагогическую практику в настоящее время не вызывает сомнений. Она обусловлена усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на совместное существование с остальными членами социума; пониманием эффективности индивидуального подхода в обучении не только к детям с ОВЗ, но и к их нормально развивающимся сверстникам.
Проблемы остаются и сегодня, их много, но их необходимо решать.
Одной из самых важных и животрепещущих проблем является поддержание здоровья детей с ограниченными возможностями и их образования, ведь от «образовательного фундамента» во многом зависит вся дальнейшая жизнь человека.
08.02.2019 | Просмотров: 491