Аристократ отечественного кинематографа
Книжная выставка к 75-летию со дня рождения Олега Янковского
14 февраля в отделе искусств открылась книжная выставка «Аристократ отечественного кинематографа», посвященная народному артисту СССР Олегу Ивановичу Янковскому, которому 23 февраля исполнилось бы 75 лет.
Олег Янковский принадлежит к разряду актеров уникальных «по энергии, по воображению, по типу личности», актеров харизматичных, притягательных. В его послужном списке более ста кинообразов и театральных работ. В золотой фонд отечественного киноискусства и в наши зрительские сердца вошли образы, созданные Олегом Янковским в фильмах «Служили два товарища», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Влюблен по собственному желанию», «Мой ласковый и нежный зверь», «Полеты во сне и наяву», «Приходи на меня посмотреть».
Издания выставки, освещающие страницы жизни и творчества Олега Янковского, раскрывают загадку его человеческой и актерской личности.
Издание Светланы Хохряковой «Олег Янковский» (Ростов-на-Дону, 2000) обращает читателей к творческой биографии актера театра и кино. Всем своим содержанием книга являет то, что вывело Янковского за короткий срок на недосягаемый уровень мастерства и востребованности. В своих экранных образах актер сумел выразить целое поколение, «которое впервые задумалось о многом». «Секрет» Олега Янковского, по мнению автора книги, в том, что он, обладая незаурядным талантом, честно, с огромной самоотдачей делал свое дело: «Артист должен играть все». Он в равной степени был убедителен в разных ролях и жанрах: трепетный или циничный, волевой или беспомощный, романтичный или приземленный Олег Янковский оказался «актером на все времена».
Книга Зары Абдуллаевой «Олег Янковский. Ностальгия по герою» (Москва, 2001) раскрывает двойственность натуры героев Олега Янковского. Они манят зрителей, даруют надежду, многое обещают, но в последний момент «поднимают руки». Автор издания анализирует характеры и поступки героев Олега Янковского, созданных и на современном, и на классическом материале.
О загадке Олега Янковского размышляет художественный руководитель и главный режиссер Московского театра «Ленком» Марк Анатольевич Захаров в своей книге «Театр без вранья» (Москва, 2007). Автор не только посвятил ведущему актеру театра именную главу, но и оставил читателям возможность «ломать голову» над разрешением этой самой «загадки Янковского». Марк Захаров поведал историю совместной работы с актером в фильмах «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен» и, тем самым, приоткрыл особые качества личности большого актера.
Именную главу посвящает Олегу Янковскому и драматург Григорий Горин в разделе иронических мемуаров своего издания из серии «Антология сатиры и юмора XX века» (Москва, 2001).
Лучшие страницы книги Зары Абдуллаевой «Живая натура. Картины Романа Балаяна» (Москва, 1989) принадлежат Олегу Янковскому, которого можно назвать «актером Балаяна». Олег Янковский воплотил образы современников в шести фильмах известного режиссера. Своеобразной «исповедью поколения» стала культовая картина Балаяна «Полеты во сне и наяву».
Образом Олега Янковского «освящены» и картины Андрея Тарковского. Жар своей души актер вложил в фильмы Тарковского «Зеркало», «Ностальгия».
Олегу Янковскому посвящены многочисленные публикации периодических изданий.
Статья Ирины Кравченко «Отдельный человек» («Биография», 2010, № 5) посвящена личной жизни и становлению в профессии. Олег Янковский признавался: «Роли – это нечто вроде кирпичиков в здании, которое строит актер и оставляет после себя. Но вот увидеть это здание со стороны при жизни вряд ли удастся…».
В мемориал Олегу Янковскому превратился российский город Саратов. На родине актера отмечены все места, связанные с его профессиональным и личным становлением. В Саратове проходит Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Ивановича Янковского. Публикация Ольги Харитоновой «Талант и поклонники» («Театральная жизнь», 2012, № 3-4) освещает мероприятия фестиваля, которые проходят в Саратовском академическом театре драмы. Этот театр дал путевку в жизнь Олегу Янковскому, ставшему «властителем дум» в искусстве переживания и воплощения.
В фильме «Тот самый Мюнхгаузен» героиня Инны Чуриковой в адрес романтического героя Олега Янковского произносит важные слова: «…ты уже себе не принадлежишь. Ты – миф…». Героев Олега Янковского знают и любят все, а сам актер стал легендой – близкой и недосягаемой.
Выставка «Аристократ отечественного кинематографа» проходит с 14 по 28 февраля.
14.02.2019 | Просмотров: 444