Меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть…
Книжная выставка
С 5 марта в отделе документов по гуманитарным естественным наукам библиотеки представлена книжная выставка, посвященная 145-летию Н.А. Бердяева «Меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть…».
Николай Александрович Бердяев - русский религиозный и политический философ, представитель русской культуры конца прошлого - начала нынешнего столетия, время деятельности которого обозначается собирательным термином «серебряный век». Бердяев является автором оригинальной концепции философии свободы и концепции нового средневековья, был семь раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
В книге Н.А. Бердяев «Самопознание: Сочинения» (М., 1998) главное - познание собственного духа и духовных исканий. Автора интересует не столько характеристика среды, сколько характеристика своих реакций на среду.
Книга «Н. Бердяев о русской философии» (Свердловск, 1991), знакомит с работами Н.А. Бердяева по истории русской философской мысли. Представленные в ней монографии о Ф. Достоевском и К. Леонтьеве публиковались в СССР впервые.
Россия - а вместе с ней и весь цивилизованный мир - обретает сегодня утраченное духовное богатство - русскую идеалистическую философию, расцвет которой пришедшийся на конец ХIХ - начало ХХ века принято называть русским религиозно-философским ренессансом. Одна из наиболее ярких фигур этого ренессанса - Н.А. Бердяев. С двумя работами знакомит книга Н.А. Бердяева "Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма" (М., 1997). Автор отмечает, что философия свободы есть философия богочеловечества.
Преобладающее влияние на формирование зрелых убеждений Бердяева оказал Ф.М. Достоевский. «Я - сын Достоевского», - говорил он, имея в виду духовное родство. В книге Н.А. Бердяев «Миросозерцание Достоевского» (М., 2001) автор не только пытался раскрыть миросозерцание Достоевского, но и вложил очень многое от собственного миросозерцания.
Творческое наследие выдающегося русского мыслителя Н.А. Бердяева - предмет постоянно растущего интереса во всем мире. В книге «Н.А. Бердяев и единство европейского духа» (М., 2007) читатель найдет статьи известных отечественных и зарубежных исследователей, в основе которых - доклады на международных конференциях. В них рассмотрены философские, богословские, историко-культурные идеи Бердяева в контексте русской и европейской мысли ХIХ - ХХ вв.
На выставке также представлены периодические документы.
В статье «Н. А. Бердяев о происхождении добра и зла» доктор философских наук, профессор В. А. Васильев отражает не только социальные противоречия эпохи, но и сложные творческие искания мыслителя (Социально – гуманитарные знания. – 2006. – № 2. – С. 162 – 178). В центре своих философских размышлений Бердяев ставит человека и его творчество, проблемы смысла жизни, духовности и свободы, добродетели и порока, добра и зла. Нравственность, по его мнению, лежит в основании философии.
О. В. Пуляева в статье «Проблема «Запад – Восток» в социальной философии Н. А. Бердяева» (Философия и общество. – 2007. – № 1. – С. 145 – 149) рассматривает отношение Николая Александровича к западникам и славянофилам. Крупный мыслитель не мог не интересоваться вопросами взаимоотношений Запада и Востока, западной и восточной культур.
Журнал «Звезда» (1997. – № 3. – С. 169 – 179) предлагает статью Владимира Безсонова «Покаянные письма В. Н. Ильина или страсти по Бердяеву». Настоящая публикация из архива Бердяева логично продолжает дневники Л. Ю. Бердяевой. Вниманию читателей предлагаются письма к Николаю Александровичу Владимира Николаевича Ильина, философа, богослова, историка литературы и философии, композитора. Они охватывают период с 1925 по 1943 год. Как отмечают исследователи творчества Бердяева, в 1935 году, между философами произошла крупная размолвка, виной которой была публикация в газете «Возрождение».
Книжная выставка продлится до 15 марта.
03.03.2019 | Просмотров: 464