Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Стань музыкою, слово!

Книжная выставка

11 марта 2019 года в отделе искусств открылась книжная выставка «Стань музыкою, cлово!», посвященная Году русского языка в Донецкой Народной Республике.

Русская музыкальная культура подпитывается из поэтического источника. Образное, пронизанное мыслью и чувством поэтическое слово вдохновляло и вдохновляет композиторов на создание прекрасных музыкальных произведений. В песнях и романсах, хорах и кантатах поэтическое слово звучит и живет своей жизнью, покоряя сердца слушателей. Выставка представляет «звучащее слово» трех веков русской поэзии в нотных изданиях, книгах, на виниловых грампластинках.

Вокальные сочинения на стихи русских поэтов XIX века представляют многочисленные нотные сборники издательств «Композитор», «Музыка». Центральное издание – «Стань музыкою, слово» (Санкт-Петербург, 2009). Уже в самом названии этого сборника заложена взаимосвязь мелодии и поэтического слова. Большинство романсов издания принадлежат петербургским композиторам разных поколений. Около трети вокальных произведений созданы на стихи А.С. Пушкина.

Пути развития музыкального слова во многом определили традиции, заложенные Александром Сергеевичем Пушкиным. Великое Пушкинское слово – многозвучно. Оно является музыкально-поэтическим источником сюжетно, эмоционально, фонетически. «Широка и обильна полоса русской музыки, принадлежащая Пушкину», – выразил академик Б. Асафьев.

Выставка открывает для читателей особый ракурс музыкальной Пушкинианы. Нотные издания романсов нового времени соседствуют здесь с классикой жанра. Пушкин всегда был в центре внимания русских композиторов, начиная с А. Алябьева, М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова. Сборник «Пушкин в русском романсе» (Москва, 1999) включает лучшие образцы, написанные от начала XIX века до наших дней.

«Пушкинские строфы» звучат в произведениях современных композиторов Юрия Фалика, Вениамина Баснера, Дмитрия Смирнова, а также донецкого композитора Елены Пикус.

Серия изданий «Русская поэзия в музыке для детей» раскрывает страницы поэзии М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Майкова, А. Фета.

Издания выставки ярко представляют музыкальную поэзию Серебряного века, который явил новый беспрецедентный духовный подъем в России. Ни в какой стране, ни у какого другого народа не рождалось столько поэтических гениев одновременно. Вслед за Золотым веком новая талантливая плеяда утверждала славу русской культуры. Поэзия Серебряного века вдохновляет композиторов на создание особых произведений – вокальных миниатюр. Словно в театре одного актера, артистично и вдохновенно звучит поэзия Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, Александра Блока и Владимира Ходасевича, Осипа Мандельштама и Николая Гумилева, Федора Сологуба и Георгия Иванова, Бориса Пастернака и Арсения Тарковского. Издания на стихи поэтов Серебряного века представляют нотные сборники современных композиторов Владимира Коровицына, Александра Мозалевского, Дмитрия Толстого. Вниманию читателей предложены и нотные сборники советских композиторов Георгия Свиридова, Анатолия Лепина, Григория Пономаренко, пронизанные тонким мелодизмом и подлинной народностью поэзии Сергея Есенина.

Нотное издание Микаэла Таривердиева «Музыкальная поэзия» (Санкт-Петербург, 2002) включает 12 вокальных циклов, созданных композитором на основе поэзии Серебряного века и лирики советских поэтов. Среди авторов сборника – Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Винокуров.

Музыкальному слову известных советских поэтов на выставке принадлежит особое место. Советская поэтическая лирика стала основой для создания композиторами и проникновенных романсов, и песен высокого гражданственного звучания. Серия нотных изданий раскрывает страницы творчества поэтов-песенников Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Андрея Дементьева, Евгения Долматовского. Глубокий философский смысл являет поэзия Николая Заболоцкого, заключенная в сборнике современного композитора Бориса Тищенко «Завещание» (Санкт-Петербург, 2000).

Авторскую музыкальную поэзию на выставке представляют издания Юлия Кима, Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Михаила Ножкина. Книга Ольги Шилиной «Владимир Высоцкий и музыка» (Санкт-Петербург, 2008) анализирует роль музыки в жизни и творчестве легендарного российского поэта-барда.

Русское поэтическое слово в полную силу звучит на виниловых грампластинках из сокровищницы фонда звукозаписей отдела искусств, представленных на выставке.

Серия изданий «Страницы русской поэзии XVIII-XX веков» представляет творчество выдающихся русских поэтов-классиков в прочтении лучших российских театральных актеров. Народный артист СССР Дмитрий Журавлев всю свою жизнь посвятил звучащей литературе, стремясь донести до слушателей образцы высокой русской поэзии. Издание «Читает Дмитрий Журавлев» (Москва, 1983) заключает художественное чтение мастером произведений В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Выставка включает несколько уникальных грампластинок, на которых звучит живой голос выдающихся русских поэтов. Свои стихотворения, эссе, переводы читает Борис Пастернак. Его своеобразный, протяжный, грудной голос был записан студией «Мелодия», и сейчас у нас, современников, есть возможность вслушаться и прочувствовать миросозерцание русского поэта.

Чудом является и издание «Анна Ахматова. Реквием» (Ленинград, 1989). На этой виниловой пластинке записаны стихи разных лет и поэма «Реквием» в авторском исполнении. Это сказочный подарок любителям поэзии Анны Ахматовой.

Голос, особую интонацию советских российских поэтов Беллы Ахмадулиной и Андрея Вознесенского прекрасно передают записи на грампластинках «Все сказано и все сокрыто», «Ностальгия по настоящему».

Для прослушивания грампластинок в отделе искусств читателям созданы все условия.

Об искусстве звучащего слова пишет народная артистка РСФСР, мастер художественного слова Московской филармонии Антонина Михайловна Кузнецова в своей книге «Размышления по поводу» (Москва, 2012). За свою творческую жизнь Антонина Кузнецова создала множество великолепных чтецких программ. В ее выразительном концертном исполнении звучала поэзия А. Грибоедова, В. Ходасевича, М. Цветаевой, Д. Самойлова. Автор книги делится своими размышлениями о том, как сделать поэтическую программу объемной, чтобы чувствовалась эпоха, люди и характеры, сложные взаимоотношения, живая жизнь.

Многоголосье хора русских поэтов трех веков на выставке заключает сборник «Музыка в зеркале поэзии» (Ленинград, 1987). Издание воспевает «искусство музыки священной». Каждой строфой книги утверждается могущественная сила, красота, духовная наполненность, гармония русского музыкального поэтического слова.

11.03.2019 | Просмотров: 462

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей