Педагогические технологии образовательной деятельности обучающихся в условиях инклюзии
День информации
15 марта 2019 года главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой в «Русском центре» библиотеки им. Н.К. Крупской был проведен День информации для учителей общеобразовательных организаций, осуществляющих инклюзивное (в т. ч. индивидуальное) обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования на тему «Педагогические технологии образовательной деятельности обучающихся в условиях инклюзии».
Совместное (инклюзивное) образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и эффективное.
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики.
В образовательной практике центральная роль отводится педагогу, от деятельности которого зависит эффективность проводимых реформ, что обусловливает необходимость качественного изменения подготовки специалистов в области инклюзивного образования.
Переход от традиционно принятой системы обучения к расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности – в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, предъявляет повышенные требования к педагогу.
Книга В.Н. Поникаровой «Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию: Рабочая тетрадь» (Череповец, 2018) представляет собой удобный методический инструмент осуществления мобильного сопровождения педагогов, осуществляющих образовательную деятельность в условиях инклюзивного образования. В ней представлены материалы для диагностики, упражнения, задания, направленные на формирование основных личностных контекстов готовности педагога.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
В сборник «Современные исследования и достижения в области педагогики» (Чебоксары, 2018) включены материалы I Международного научно-практического форума для педагогов, который проходил в июне 2018 года в г. Чебоксарах. В книге представлены статьи по организации проектной деятельности, инклюзивному образованию и др.
В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).
В рамках введения образовательных стандартов основной задачей становится решение проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.
В работе учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми ОВЗ, инновационные методы приобретают всё большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей школьного возраста. Принимая во внимание, что основными видами деятельности в младшем школьном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большая роль отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий.
Создание в школах возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей является основой построения многих систем обучения во всём мире. Вместе с тем, существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Они возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
В сборник «Учитель здоровья: становление в контексте реализации ФГОС» (СПб., 2017) включены материалы Всероссийской научно-практической конференции, на которой обсуждались теоретические основания и практический опыт подготовки педагогов к здоровьесберегающей деятельности, здоровьесозидающий потенциал ФГОС в предметных областях и внеурочной деятельности, становление профессионального педагогического сообщества, ориентированного на взаимообмен опытом и взаимообучение.
Современные условия общего образования предъявляют требования к профессиональной деятельности: созданию безопасных для здоровья условий обучения, включению в содержание образовательной деятельности вопросов здоровья и здорового образа жизни, саморазвития в области здоровья.
Инклюзия – это не просто проект «доброй воли». Это подход и философия, которая предполагает, что все ученики (и с индивидуальностью, и без) получают больше возможностей и в социальном, и в образовательном аспектах.
Каждый современный педагог, независимо от его специальности и места работы, должен стать учителем здоровья.
Современная школа должна быть готова к обучению детей, принадлежащих различным этническим группам и культурам, говорящих на разных языках, имеющих различный социальный и экономический статус, с разными способностями, интересами и целями обучения.
Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребёнка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников.
18.03.2019 | Просмотров: 437