Париж. Нотр-Дам: памятник истории, архитектуры и времени
Страница истории Франции
Собор Богоматери, по своему исключительному положению на острове Сите, - не только сердце Парижа, но и в буквальном смысле сердце Франции: все расстояния, связанные с удаленностью географических пунктов, измеряются отсюда. Со времен появления в XII веке собор постоянно становился и центром политических событий: на этом месте не раз решалась судьба французской нации. Символичность места притягивала: в 1422 году десятилетний английский король Генрих VI был коронован здесь в качестве короля Франции; в 1804 году здесь же на голову Наполеона Бонапарта была возложена императорская корона. Во времена Парижской Коммуны собор едва не превратился в огромный пылающий костер, но в последний момент его разрушение удалось предотвратить.
К строительству собора, который соответствовал бы статусу города как столицы, в Париже приступили довольно поздно. В окружающих землях королевского домена первые большие соборы уже были в стадии возведения стен, если не завершения строительства, а в Париже службы все еще шли в слишком тесной церкви, рядом с которой находился, правда, еще один храм, но уже превратившийся в руину. Епископ Морис де Сюлли приказал срыть обе церкви и на их месте возвести новый большой собор. Построили, как задумали - собор Богоматери вмещает девять тысяч человек.
Около 1163 года был заложен первый камень, и спустя двадцать лет были завершены хор и восточная часть средокрестия. Со строительством центрального нефа появились первые могучие контрфорсы - предпосылка для невиданного взлета архитектурных форм в высоту. В 1210 - 1220 годах с главным нефом уже сомкнулись травеи боковых нефов, а фасад был возведен на уровень «галереи королей». К 1250 году все было закончено.
Схема готического фасада уже была отработана в Кане - в церквах Сант-Этьен и Сант-Трините. В Париже ее довели до предельной четкости целого и полной отточенности отдельных элементов. На первый взгляд этот шедевр, западный фасад Нотр-Дам, кажется даже проще, чем фасады других соборов, но он отличается редкой гармонией и элегантностью. Горизонтали и вертикали акцентированы в равной степени. Фасад четко членится на ярусы, верхний из которых - это венчающая сквозная галерея, «вуалирующая» основания башен, отчего они при всей своей массивности кажутся легкими, парящими, как и весь фасад, прорезанный ровно посередине «галереей королей».
О значении этой галереи, где стоят 28 статуй королей, до сих пор не все ясно. Нынешние скульптуры относятся к реставрационному периоду ХIХ века. Оригиналы были в основном разрушены во время Великой французской революции. В мае 1977 года были найдены головы разбитых тогда статуй, общим числом 21: их спрятал некий роялист, приверженец монархии. Ныне эти ценнейшие фрагменты экспонируются в Музее Клюни.
Внутри собора вначале поражает Сумрачность пространства. Окна верхнего яруса, сделанные еще в 1255 году, были не, слишком крупными; ярус трифория заменили розетками, которые не стали заполнять стеклами. В этом монументальном сооружении архитектурного расчета еще не хватило на то, чтобы наполнить светом весь интерьер. Тем не менее, внутреннее пространство Нотр-Дам завораживает: чудесные окна-розы, заполненные витражами, погружают его в таинственную игру цветного света.
Источник: Соборы, монастыри, паломнические места Европы. – Москва : Астрель; АСТ, 2004. – С. 276.
18.04.2019 | Просмотров: 415