Поэзия сильнее, чем судьба…
Книжная выставка
16 июня в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается книжная выставка «Поэзия сильнее, чем судьба…», посвящённая 130-летию со дня рождения русской поэтессы Серебряного века, переводчицы и литературоведа, одной из наиболее значимых фигур русской литературы XX века Анны Ахматовой (1889-1966).
Анна Ахматова родилась в 1889 году под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним — Ахматова, в честь прабабушки, татарской княжны.
В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет.
В 6-ти томное «Собрание сочинений» (М., 1998) Анны Ахматовой включены стихотворения в хронологическом порядке, поэтические произведения, проза, дневниковые записи, полемические заметки, рецензии и интервью с ней.
Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка.
Анна Ахматова прославилась благодаря поэме «Реквием». «Реквием» — одно из крупнейших произведений Ахматовой. Поэма, в которой была показана нелёгкая судьба женщины, страдающей от репрессий по отношению к её близким и родным, была написана в 1935-1940 годах. Судьба поэтессы также была трагична и неразрывно связана с эпохой, в которой ей довелось жить и творить: революции, войны, репрессии, гибель близких людей, арест единственного сына…
В 1946 году Ахматова подверглась жестокой критике со стороны чиновников и надолго отлучена от литературы. Возможно, в этом отлучении был повинен и «Реквием», и те события, которые положены в его основу.
Сборник известного критика, литературоведа Аллы Марченко «Ахматова: жизнь» (М., 2009) – не научная биография поэта. Автор строит вокруг стихов Анны Ахматовой своего рода «расследование», пытаясь разгадать, кому посвящены стихи Ахматовой. Стихи свидетельствуют, спорят, опровергают, вынуждают «развязать язык» факты и документы и поведать то, о чём в своё время из осторожности умолчали.
Анна Ахматова – одна из лучших поэтесс в русской литературе. В ее стихах сочетаются страстность и одухотворенность, смирение и мужество, торжественность и беспечность юности.
Книга Лидии Чуковской «Записки об Анне Ахматовой» (М., 1997) –это дневник, записи для себя, по живому следу событий. В записях отчётливо проступают приметы ахматовского быта, круга её друзей, черты её личности, характер её литературных интересов.
Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле, многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти.
Её имя при жизни окружала слава среди почитателей поэзии, как в СССР, так и в эмиграции. Стихи Анны Ахматовой переведены на многие языки мира.
На книжной выставке представлены и периодические издания. Так, журнал «Наше наследие» (2006. – № 77. – С. 114 – 123) на своих страницах представляет очерк «Послесловие», написанный научными сотрудниками Петербургского музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме Л. Копыловым и Т. Поздняковой. Данный очерк как своеобразное послесловие к статье известного коллекционера и кинорежиссера С.А. Шустера, посвященной киносъемке похорон Ахматовой в 1966 году.
Многие годы Лидия Корнеевна Чуковская вела «ахматовский» дневник. Эти записи за 1938 – 1941 и 1952 – 1966 годы легли в основу ее трехтомного издания «Записки об Анне Ахматовой». Когда скончалась Анна Андреевна, Лидия Корнеевна была прикована к постели из–за тяжелой болезни. Но она продолжала делать записи об Ахматовой в отдельных тетрадях, которые назвала «После конца». Позже вышла публикация Е. Чуковской и Ж. Хавкиной «После конца. Из «ахматовского» дневника», которая, по их мнению, поможет читателям и будущим историкам восстановить картину посмертной судьбы ахматовского наследия (Знамя. – 2003. – № 1. – С. 154 – 167).
В литературно–художественном журнале «Звезда» (2007. - №8) опубликована переписка А.А. Ахматовой с сыном — известным историком–востоковедом Л.Н. Гумилевым. Переписка охватывает период 1950 год – середина 1954 года.
Книжная выставка будет действовать до 30 июня.
11.06.2019 | Просмотров: 442