«Сказки Гофмана» - лирико-комическая опера Жака Оффенбаха
Видеопросмотр из цикла «Шедевры мирового музыкального театра»
19 июня в кинозале библиотеки состоялся видеопросмотр романтической оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана», посвященный 200-летию выдающегося французского композитора. Оффенбах (подлинное имя которого Якоб Эберст), автор многочисленных оперетт, всю жизнь стремившийся к опере, лишь на склоне жизни сумел осуществить свое намерение, однако не дожил до постановки своего самого серьезного произведения.
Сотрудники отдела искусств рассказали читателям и гостям библиотеки об интересных фактах биографии основателя классической оперетты и о нелегкой сценической судьбе его единственной оперы.
С детства будущий композитор был очень одарен музыкально. Еще будучи ребенком, он овладел игрой на скрипке, вызывал изумление игрой на виолончели и фортепианной техникой. После окончания Парижской консерватории молодой музыкант с большим успехом концертирует в Европе как виолончелист. По возвращении в Париж обращает на себя внимание сочинением музыкальных произведений для сцены и становится директором «Буфф-Паризьен», где под его руководством рождается новый жанр – оперетта.
«Буфф» - это очаг музыки, танца, сатиры, острой политической шутки. Здесь полностью проявился талант Оффенбаха создавать прелестные мелодии, претворять в жизнь необычные танцевальные ритмы, сочинять остроумные памфлеты на катящуюся в пропасть империю.
К композитору пришел международный успех, европейской сенсацией стала его оперетта «Герцогиня Герольштейская», которую посмотрели миллионы гостей Всемирной выставки в Париже.
Франко-прусская война прерывает блестящую карьеру Оффенбаха. Его оперетты сходят со сцены. Возвратившись из поездки по Америке больным, Оффенбах работает над своим последним произведением— лирико-комической оперой «Сказки Гофмана». В ней находит отражение романтическая тема о недостижимости идеала, о призрачности земного существования. Но композитор не дожил до ее премьеры, она была закончена и поставлена Э. Гиро в 1881 году и имела огромный успех у публики.
Либретто оперы основано на трех рассказах Эрнста Теодора Амадея Гофмана. В опере Оффенбаха отражены не только темы и сюжеты произведений великого писателя, но и сам он выступает в качестве главного героя, переживающего наяву то, что творила его фантазия.
В опере целых четыре истории любви писателя. Их рассказывает подвыпивший герой, будучи влюбленным в Стеллу. В Стелле соединены образы всех женщин, которых любил Гофман. Кукольная фигура из первого акта Олимпия заимствована авторами из новеллы «Песочный человек». а больная Антония взята из пьесы «Рат Креспель». Содержание третьего акта, в котором куртизанка Джульетта крадет отражение Гофмана – из рассказа «Сказка о потерянном изображении». А есть еще и Муза, которая сама любит Гофмана и стремится, чтобы поэт посвятил свою жизнь только ей, а также обязательные «оперные злодеи». Фантастические видения и кошмары гениального художника, люди и куклы, любовь и мистика – одновременно развлекают и пугают зрителей. «Сказки Гофмана – это энциклопедия душевных состояний любого Творца.
Автор текста Барбье придал событиям пессимистический характер – жизнь – тщета и обман, зло всегда торжествует над добром. Вопреки либретто - прекрасная лирическая музыка Оффенбаха лишена мистических черт, отличается неистощимым мелодическим богатством. Несмотря на сложность вокальных партий, многие из которых стали шлягерами, опера очень любима певцами. В постановке, предложенной зрителям - главную партию исполнил великий Пласидо Доминго, который принадлежит к лучшим интерпретаторам партии Гофмана.
19.06.2019 | Просмотров: 373