Я прожил жизнь…
Книжная выставка
1 сентября в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается книжная выставка «Я прожил жизнь…», посвященная 120-летию со дня рождения А.П. Платонова, русского советского писателя, поэта, драматурга, публициста, киносценариста и журналиста.
Андрей Платонов родился 28 августа 1899 года в Ямской Слободе, что в предместье Воронежа. Учился сначала в церковно-приходской школе, затем в городском училище, а трудиться начал уже с тринадцати лет. В литературной жизни Воронежа Платонов активно участвует с осени 1918 года: выступает на дискуссиях в Коммунистическом союзе журналистов, печатает статьи, стихи, рассказы в газетах и журналах. Первая его книга − сборник очерков «Электрификация», где утверждалась мысль, что «электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 года». В 1922 г. увидела свет его вторая книга − сборник стихотворений «Голубая глубина», получившая положительные отзывы критиков. В ранней прозе и публицистике Платонова проговариваются многие идеи эпохи: призывы к полному подчинению, растворению человека в общем деле социалистического строительства и яростная убежденность в полном творческом самораскрытии личности при социализме.
Первой серьезной публикацией в Москве стала повесть «Епифанские шлюзы» (Л., 1979). Описанные в произведении преобразования Петра I перекликались в творчестве Платонова с современными ему «головными» коммунистическими проектами глобального переустройства жизни.
Важной вехой в творчестве писателя стал роман «Чевенгур» (М., 1991), в котором он довел до абсурда идеи коммунистического переустройства жизни, владевшие им в молодости, показав их трагическую неосуществимость. Переустройство жизни является центральной темой повести «Котлован» (М., 1990), действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая».
Художественное наследие Андрея Платонова на протяжении десятилетий было объектом литературной и внелитературной полемики. В книге Н.М. Малыгиной «Андрей Платонов: поэтика «возвращения» (М., 2005) рассматривается поэтика творчества писателя как целостного метатекста. Выявляются типы персонажей, модель сюжета, система образов-символов платоновского контекста.
Учитель-методист гимназии города Евпатории Татьяна Соловей на страницах журнала «Литература в школе» (2002. – № 4. – С. 36 – 39) в материале «Изучение рассказа А. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» делится с коллегами опытом проведения урока в 6 классе общеобразовательной школы.
Еще один педагог – Ирина Пашина, учитель средней школы города Воронежа в публикации «…Чтобы мир стал святым и воодушевленным» рассказывает о практике проведения урока внеклассного чтения по рассказу Платонова «Одухотворенные люди» (Литература в школе. – 2003. – № 3. – С. 31 – 33).
Журнал «Русская словесность» (2009. – № 4. – С. 25 – 29) предлагает своим читателям разобраться со смысловым содержанием и центральной идеей романа «Чевенгур» вместе с автором статьи «Путешествие в поисках идеала» И.И. Матвеевой.
Для того, чтобы в полной мере понять творчество литературного деятеля, необходимо иметь представление о тех философских принципах, которые он разделял. Именно об этом – статья «Трагический парадокс юродства, или Карнавальный гротеск Андрея Платонова» Е.Р. Меньшикова, напечатанная в журнале «Вопросы философии» (2004. – № 3. – С. 111 – 132). Автор подробно и скрупулезно излагает систему взглядов русского советского писателя.
Платонова отличает стремление проникнуть в «сокровенную» суть человека и глубинных социальных процессов. Его проза, поражающая музыкальностью, оказала большое влияние на мировую литературу.
29.08.2019 | Просмотров: 397