Русская, звонкая Гжель!
Книжная выставка
Гжель по праву называют родиной и колыбелью русской керамики. В XIX веке около половины всех русских фарфоро-фаянсовых заводов находилось в Гжели, которая обеспечивала своими изделиями широкие массы народа – крестьян, рабочих, ремесленников, мелких чиновников, провинциальное купечество и духовенство, мелкопоместное дворянство.
Впервые Гжель упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года. Гжель – не только село и промысел, а целый гончарный край, так называемый «Гжельский куст» из 27 деревень. Об истории развития гжельского промысла рассказывает Александр Сатыков в книге «Майолика Гжели» (М., 1956).
Изначально гжель была разноцветная. Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор. «Примерила» кобальт гжель – да так бело-синей и осталась. Познакомиться с образцами гжельской керамики XVIII-ХIХ века нам поможет альбом «Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века» (М., 1989), где представлены уникальные образцы разноцветной и сине-голубой керамики Гжель.
Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает. Гжельские мастера различают 20 оттенков синего. Цвет будет светлее или темнее, зависит от выбора мастера. Николай Алексахин в книге «Голубая сказка» (М., 1996) раскрывает приемы кистевого письма Гжели, способы выполнения отдельных элементов росписи, объединенных в системную композицию. В ней приведены примеры геометрического и растительного орнамента, а также сюжетные композиции.
Познакомится с образцами изделий гжельских мастеров, а также с книгами, рассказывающими об этом удивительно красивом, исконно русском народном промысле, вы сможете, посетив выставку «Русская, звонкая Гжель!», размещенную в холле второго этажа библиотеки.
23.09.2019 | Просмотров: 453