Современные методы преподавания музыкально-теоретических дисциплин
День информации
В отделе искусств прошел день информации для преподавателей музыкальных школ и школ искусств - слушателей Республиканского учебно-методическом центра повышения квалификации работников культуры (РУМЦПК).
Преподаватели музыкально-теоретических дисциплин познакомились с историей и информационными возможностями отдела, располагающим богатейшим фондом литературы по всем видам искусства. Так, музыкальный раздел фонда помимо научной, учебной и популярной литературы по истории и теории музыки, включает уникальную коллекцию нот, фонотеку с редкими и ценными музыкальными аудио и видеозаписями. Сотрудники отдела познакомили педагогов со справочно-библиографическим аппаратом - каталогами нотных изданий и звукозаписей, электронным каталогом, позволяющим сориентироваться во всем многообразии имеющихся изданий и подобрать интересующий материал.
Для музыкантов-теоретиков был проведен библиографический обзор литературы, посвященной современным методикам преподавания сольфеджио.
Одной из особенностей русской музыкальной педагогической школы всегда было пристальное внимание к музыкально-теоретическим дисциплинам. Сегодня же в наше прагматичное время вопрос их выживаемости стоит очень остро. Большинство учащихся музыкальных школ считают самыми неинтересными и нелюбимыми предметами сольфеджио и теорию музыки. Один из главных вопросов преподавания сольфеджио в XXI веке звучит следующим образом: как, не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и личностно востребованным новым поколением учащихся.
Современные публикации учебно-методических пособий предлагают разнообразные методики, позволяющие сделать теоретические предметы по-настоящему понятными и интересными.
Первое в России исследование, посвященное проблемам начального музыкального обучения на основе творческой игровой деятельности учащихся это монография Т. Тютюнниковой «Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация на основе бытия» (Москва, 2003).
Вслед за ним вышло множество учебно-методических пособий, в которых вместо скучных правил – живые, легко запоминающиеся оригинальные песенки, в дополнение к традиционным упражнениям – веселые игры.
В московском издательстве «Классика XXI» в 2009 году вышел сборник «Как преподавать сольфеджио в XXI веке». Опубликованы пособия М. Мешковой «Чтение с листа на уроках сольфеджио» (2007), В. Середы «Как оживлять звуки, как открывать музыку. Логика классической тональной системы» (2011), помогающие развитию музыкального мышления учащихся В серии «Занимательное сольфеджио» педагогам предлагаются учебно-игровые пособия Л. Лёхиной «Путешествие в страну интервалов», «Аккордовые сказки для больших и маленьких» (2010), «Ладовые сказки, тональные подсказки» (2012) и другие.
Привлекают внимание авторские методики педагогов Санкт-Петербурга: Л. Ефремовой «Учиться интересно: пособие по сольфеджио» (2006) и «Ритм: песни и игры» (2011), М. Крыловой «Мои первые нотки» (2006), Н. Бергер «Сначала ритм: ребенок играя творит музыку» (2004)», Т. Вогралик «Метроритмический букварь» (в 4-х ч.) (2008, 2012), Т. Тютюнниковой «Потешные уроки» (2011), С. Королевой «Я слышу, знаю и пою: Теория музыки на уроках сольфеджио с 1-го по 7-й класс» (2011), Н. Гильченок «Слушаем музыку вместе» (2013) и др.
Инновационный подход к освоению курса сольфеджио описан в оригинальных учебно-методических пособиях С. Данилкиной «Актуальное сольфеджио: 1–3 класс» (Казань, 2018), Ю. Фроловой «Занимательное сольфеджио за 3 года» (Ростов-на-Дону, 2019), книге Е. Сергиевской «Музыка: секреты и секретики» (Москва, 2018).
Все эти издания позволят педагогам заинтересовать ребят процессом обучения, вовлечь их в мир фантазии и творчества. В результате ученики легко усваивают самые сложные теоретические понятия, без труда овладевая «азбукой музыки».
С большим интересом музыканты познакомились с новинками литературы, поступившие в дар от библиотек и издательств России. Особое внимание привлекли:
фундаментальное издание «Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем: сборник статей по материалам международной научной конференции к 150-летию Московской консерватории» (Москва, 2018).
монография В. Медушевского «Духовный анализ музыки» (Москва, 2016).
сборник «Новая русская музыкальная критика: 1993 – 2003 : Концерты» (Москва, 2016).
монография Д. Густяковой. Репрезентация русской классической оперы в пространстве массовой культуры» (Ярославль, 2017).
скурпулезное исследование Р. Сильвестера «Все романсы С.В. Рахманинова: тексты на русском и английском языках, комментарии, исполнители, записи» (Москва, 2018).
познавательные книги А. Насретдинова «Физика и анатомия музыки» и «Музыкальная математика древних. Поиск гармонии» с подзаголовком: издание специальное, предназначенное для «умников и зануд», с дополнительными материалами для «расслабленных и гуманитариев» (Москва, 2012).
биографические очерки С. Айзенштадта «Детские классики фортепианной музыки» (Владивосток, 2018).
исследовательский труд С. Фролова. «М.И. Глинка в XXI веке. Новый взгляд на личность и творчество» (Санкт-Петербург, 2016).
Были интересны участникам встречи и другие издания музыкальной литературы, представляющие современные взгляды на развитие музыкознания.
По отзывам преподавателей музыкально-теоретических дисциплин полученная информация расширила их представления о новых методиках преподавания сольфеджио и музыкальной литературы и будет использована ими в педагогической практике.
15.10.2019 | Просмотров: 401