![](img/news/2019/11/logo_06_110824_6l_ava.jpg)
Художественный фильм «Настройщик» как призыв к человечности
Кинолекторий «Советский экран» к 85-летию Киры Муратовой
5 ноября состоялась новая программа кинолектория «Советский экран», посвященная авторскому кино Киры Муратовой.
В этот день выдающемуся советскому кинорежиссеру, сценаристу, актрисе исполнилось бы 85 лет. В кинозале библиотеки собрались зрители, которым интересен конфликт фильмов Киры Муратовой.
Читатели и гости республиканской библиотеки познакомились с выставкой изданий «Познавая белый свет», посвященной творчеству Муратовой. Она создала и воплотила на большом экране свой образный строй, свою стилистику, в рамках которой исследовала процесс иссякания человечности в той предельной точке, на которой ее герои еще способны удержать этот безумный мир в равновесии. Выставка изданий представила многочисленные публикации статей, киносценарии и записи фильмов Киры Муратовой на DVD. Творчество Муратовой освещает издание «Первый век кино» (Москва, 1996). Добрая половина публикаций журнала «Искусство кино» (2005, № 1) посвящена художественному фильму Муратовой «Настройщик», его острой проблематике, его самобытным героям.
![](img/news/2019/11/w2_accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c_1.jpg)
О жизни и творчестве Киры Муратовой рассказала ведущая кинолектория Наталия Коротких. Она охарактеризовала известные фильмы «Короткие встречи», «Долгие проводы», в которых ощутимы драматические изломы советского времени, сформировавшего несколько поколений достойных людей. Обращенность к чувствам изначально становится фундаментом киномира Киры Муратовой, защищающей человеческое предназначение.
В последующих фильмах мелодраматическое начало будет потеснено социальным. Кира Муратова очень точно схватит и перенесет на экран качественно новое состояние общества. В ее фильмах нагляден сам момент перехода к глобальной драме, к тотальному покушению на человечность. В этом контексте ведущая озвучила общественную позицию Киры Муратовой, которая отражена в ее интервью «Новой газете» в июле 2015 года. Осуждая вооруженный конфликт на Востоке Украины, Кира Муратова призывала к мирным средствам его решения: «Никакая территория не стоит того, чтобы, за нее убивать, даже если эту территорию называют родиной…».
Ведущая обратилась к художественному фильму Киры Муратовой «Настройщик». Он стал значительным событием российского кинематографа, получил три премии «Золотой орел» и восемь номинаций на «Нику».
Сюжет фильма основан на воспоминаниях начальника уголовного сыска Российской империи, писателя-мемуариста Аркадия Кошко. Поскольку история с аферистами, актуальная для начала XX века, разворачивается в современной Одессе, в фильме Муратовой создается совершенно особая, вневременная атмосфера приморского городка, пропитанного солнцем и безмятежной курортной жизнью. События и герои фильма являют фактурный портрет различных слоев общества. Персонажи узнаваемы и колоритны. Основной мотив картины – одиночество души, поиск любви, доброты и человеческого тепла, которые невозможно купить ни за какие деньги.
Ведущая кинолектория рассказала об уникальном ансамбле стильных актеров фильма «Настройщик», который составили Алла Демидова, Рената Литвинова, Нина Русланова, Георгий Делиев.
![](img/news/2019/11/rf_c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa_4.jpg)
![](img/news/2019/11/uv_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b_5.jpg)
После просмотра фильма состоялось бурное обсуждение. Мнение о фильме разделились ровно пополам. Местами доходило до криков осуждения и возгласов восхищения. Когда страсти несколько утихли, обсуждение закрутилось вокруг названия – «Настройщик». Главный герой – не просто настройщик фортепиано, но «настройщик» взаимоотношений людей. Он почувствовал, что люди хотят быть обманутыми, использованными. Для них это означает стать необходимыми и любимыми. Оказывается, что «настройщик» нужен. И это трагедия бездуховного общества потребления. Кинозрители отметили великолепную игру актеров: «Это похоже на слаженную игру музыкального ансамбля, в котором музыканты, играя по нотам, слышат и чувствуют каждую ноту, каждую интонацию, и вместе поднимаются к высшей точке произведения».
06.11.2019 | Просмотров: 316