Гармония палитры Николая Рериха
Клуб «Художник»
21 ноября в творческой мастерской республиканской библиотеки собрались участники и гости донецкого клуба «Художник», работающего при отделе искусств.
Тематика встречи была обращена к творчеству Николая Константиновича Рериха - художника мощного творческого порыва, выразившего в своей живописи гармоничную палитру мировосприятия. Расставленные на мольбертах и стендах репродукции картин Николая Рериха создавали впечатление рериховского зала. Сорок репродукций большого формата, составляющие уникальное издание «Николай Рерих» (Москва, 1972), давали возможность наглядно разобрать особенности изобразительного языка, колористики, образного строя, эмоциональной составляющей живописи Николая Рериха.
Участники рериховской встречи узнали подробности становления личности выдающегося русского художника; творческой эволюции от ученических этюдов к первой значимой работе «Гонец»; об увлечении древнерусской историей, иконографией. Николай Рерих очень рано стал известным, признанным художником яркой индивидуальности. Его работы приобретали Третьяковская галерея, Русский музей, Лувр, Римский национальный музей. Как руководитель Школы общества поощрения художеств Рерих пришел к педагогическому методу синтеза (объединения) искусств. На мировоззрение Николая Рериха влияние оказали философские взгляды Льва Толстого. Вторя его словам, Николай Рерих уверовал, что именно искусство сможет объединить человечество. Этические категории красоты и добра, труда и самоотдачи, нравственного самоусовершенствования являлись для Рериха важнейшими в жизни и творчестве.
Чутко Николай Рерих отзывался на события в жизни общества. Целые циклы его произведений вызваны угрозой Первой мировой войны, противодействием человеконенавистническому злу Второй мировой войны. Своим духовным искусством, своей созидательной жизнью Николай Рерих противостоял войне. Не случайно он стал автором «Знамени Мира». Ведущая программы рассказала о Пакте Рериха по защите культурных и исторических ценностей во всем мире. Пакт Рериха заложил основы нового мышления, основанного на преодолении противостояния во имя Мира на земле. Рериховские инициативы сейчас актуальны, как никогда.
Участники встречи познакомились с выставкой изданий из фонда республиканской библиотеки «Самобытность таланта», освещающей жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха, его семьи. Огромный интерес вызывали новые издания «Малой рериховской библиотеки», а также эпистолярное наследие Н. К. Рериха, его письма-автографы. Альбом Елены Петренко «Портреты Елены Рерих» (Одесса, 2015) включает портреты жены Николая Рериха, созданные сыном Святославом – известным художником, продолжившим дело отца. Альбом Санкт-петербургского государственного музея-института семьи Рерихов «История семьи Рерихов в фотографиях» (Самара, 2017) представляет летопись жизни и творчества наших выдающихся соотечественников.
Рериховскую тему мировосприятия продолжили донецкие художники.
Борис Мурзин представил осенние пейзажи, выполненные на пленэре в Пролетарском районе. Картины мастера пейзажа вызвали, как всегда, живые чувства светлой грусти и прощания с уходящей осенней красотой.
Мини-выставку своих работ предложила Елена Матвеева, которая вдохновенно продолжает «акварельные опыты» и воплощает в легких, воздушных красках «свою осень», наполненную поэзией донецкой природы. Необычно, что осеннюю акварель «Спят усталые машинки» Елена выполнила в двух вариантах и предложила участникам встречи выбрать из них лучший. Хорошо был принят всеми новый портрет работы художницы «Масленица», подтверждающий статус Елены Матвеевой как мастера психологического портрета.
Рериховские мотивы прослеживались в разноплановых акварелях художницы Ирины Хохловой. Особенно притягивал взоры горный пейзаж Урала, поскольку чудесным образом перекликался с рериховскими горными вершинами по гармоничной палитре красок и образов.
Мария Кочергина снова явила светлое мировосприятие в своих картинах «Пионы» и «Святогорье». Молодая художница прекрасно справляется с творческими задачами. Ее палитра становится ярче, многоцветней, а картины полны внутренней жизни и красоты.
Теплоту души вкладывает в свои работы Любовь Цап. Ее живописные картинки для близких людей и друзей излучают искренность чувств. Обращенность к духовной теме художница явила в образе князя Владимира Крестителя и в изображении православного храма.
Как никогда, встреча затянулась, словно сам Рерих не отпускал, и продолжался в творческих откровениях…
22.11.2019 | Просмотров: 563