В мире искусства
Книжная выставка
27 апреля в секторе редких изданий, депозитарного отбора и хранения документов открылась выставка «В мире искусства», посвященная 150-летию со дня рождения одного из самых талантливых русских людей, искусствоведа и графика Александра Николаевича Бенуа (1870-1960).
Деятельность А. Н. Бенуа была долгой и разнообразной. Своими монументальными, высоко эрудированными исследованиями искусства, газетными и журнальными статьями, а также живописью, графикой, работами театрального художника, режиссера, организатора и художественного руководителя выставок, реорганизатора музейного дела, энергичного популяризатора забытой родной старины – более полувека он привлекал, убеждал, вел за собою одних и вызывал вражду других.
Предлагаем вам познакомиться с некоторыми изданиями художника, которые в свое время стали переломными в искусстве книжной графике.
Одно из самых популярных изданий «Азбука в картинках» молодого мастера, изданная в 1905 году, ставшая уникальным художественным шедевром по уровню полиграфического исполнения. Задумывая «Азбуку» Александр Бенуа выступает как автор, иллюстратор и оформитель в одном лице. Книга сразу становится особенным и дорогим подарком и завоевывает все большую популярность и ценность.
Печаталась книга способом многокрасочной печати в один прогон с одного клише, позволяющие печать изображений без смещения, в лучшей на то время государственной типографии «Экспедиция заготовления государственных бумаг», оборудованной самой совершенной литографской техникой.
Александр Николаевич изобрел новую художественную конструкцию «Азбуки». Каждая буква это динамичная история. В картинах появляются сюжеты, вырисовываются характеры героев, вводится множество мелких деталей, поглощающих внимание ребенка. Главными персонажами историй становятся арапчонок и два братца в матросских курточках, которые осваивают азбуку вместе с детьми. Арапчонок на титульной странице, первый в алфавите, завершает азбуку умением писать читать и говорить по-русски, а его друзья то играют в войну, то катаются по лужайке у дома, то попадают в сказку и рвут яблоки. Азбука отразила популярные игры, книжки, сказки того времени, манеру одеваться, антураж и быт аристократических домов.
Азбука А. Н. Бенуа пошла дальше и стала основой театральных декораций, её персонажи стали героями музыкальных произведений. В библиотеке хранится репринтное воспроизведение издания 2014 года.
«Пиковая дама» считается лучшим прозаическим произведением А.С.Пушкина, в то же время - это и одно из первых произведений на русском языке, имевших успех в Европе. На французский язык повесть переводили такие классики, как Проспер Мериме и Андре Жид. С рисунками Александра Бенуа оно стало знаменитым и лучшим в истории отечественного книгоиздательства издание повести, выпущенное Товариществом Р. Голике и А. Вильборг в 1911 году.
Первый опыт создания иллюстраций к повести А. Бенуа предпринимал еще в 1898 г., затем в 1905 и 1910 годах, в итоге создал цельный цикл рисунков, передающих дух изображаемой эпохи. Текст обрамлен орнаментальными рамками, стилизованными, как и шрифт, под издания пушкинского времени. Каждая глава украшена отдельным шмуцтитулом и имеет одну страничную иллюстрацию, заставку и концовку, выполненные в цвете. В этой работе кроется неповторимая, органическая эстетика, в иллюстрациях отразилось понимание художником творчества поэта и его эпохи, а вместе с тем и яркое ощущение современности.
«Медный всадник» – последняя поэма великого русского писателя, одно из самых глубоких, смелых и совершенных в художественном отношении произведений, в котором показан весть трагизм русской истории.
Иллюстрации А. Бенуа по сегодняшний день считаются лучшим изображением произведений Пушкина. Работу над серией произведений к «Медному всаднику» художник начал в 1903 году и для того чтобы добиться такого совершенства ему понадобилось потратить 20 лет. За это время художник нарисовал целый цикл из заставок, концовок, набросков и интерпретаций повести. Среди всего цикла проходит тема преследования всадником человека, изображающая жестокую силу и его власть. Петербург изображается как угрюмый городишко, с маленькими домиками и торговыми площадями, без архитектурных произведений и дворцов.
Издание «Медного всадника» с иллюстрациями А. Бенуа стало знаковым событием в истории издательского дела и книжной графики. Художник старался в своих работах изобразить мысли и переживания человека на пороге XX столетия. Именно эта их черта делала иллюстрации весьма современными, бросаясь в глаза каждому поколению ценителей искусства.
Бенуа как никто другой понимал эпоху писателя, а также основы театрального мастерства, позволившие ему придумать такие правдоподобные сцены.
В библиотеке хранятся факсимильные издания произведений.
Талант искусствоведа проявился у Александра Бенуа во время написания главы о русских художниках для третьего тома немецкого издания «Истории живописи в XIX веке» Рихарда Мутера, вышедшего в 1894 году.
Стезя историка искусства продолжилась с написанием самого крупного исследования мировой живописи «История живописи всех времен и народов» став классическим трудом, и впервые выходившем в издательстве «Шиповник» с 1912-1917 года. Замысел издания состоял из полных 4 томов, создавался более 10 лет, но октябрьские события 1917 года прервали выпуск издания, которое закончился на 5 книжке 4 тома, оставшийся текст был утрачен безвозвратно.
Богато иллюстрированный труд является энциклопедией европейской живописи Средневековья и Нового времени. Автор следует географическому и хронологическому принципу, двигаясь от одного периода к другому и освещая наиболее яркие черты того или иного времени на примере конкретных национальных живописных школ - будь то живопись кватроченто на севере Италии, французский и испанский пейзаж XV века или Нидерландская живопись в эпоху Ренессанса.
В этом отношении книга имела конкретный адрес: направленная против декадентства, понимаемого как движение, отказывающееся от реалистических традиций прошлого, она должна была показать, что «передовое художество» превращает живописца в одиночку, который из своей кельи хладнокровно смотрит на переливы красок и форм, не понимая внутреннего смысла явлений и не задаваясь целью понять их.
В библиотеке издания представлены полным первым томом труда и несколькими выпусками последующих томов.
Уникальное художественное издание, поражающее своим размером и качеством печати - «Сокровища искусства: картины знаменитых мастеров» (Санкт-Петербург, 1904). Ценность издания заключается в высококачественных фотогравюрах с медных досок картин мастеров европейской живописи, в печатном тексте на бумаге ручной работы с художественными концовками и буквицами.
В издание вошли 99 репродукций шедевров Рембрандта, Тициана, Ван Дейка, Дюрера, Боттичелли, Рубенса, Рафаэля, Леонарда да Винчи, Микеланджело, Веласкеса и другие. Рядом с главными картинами великих мастеров из всех галерей Европы, взяты и произведения из частных собраний. Так, был выбран ряд лучших картин из сокровищ, накопленных в галереях английской аристократии, в собрании Р. Уоллеса, в Букингемском дворце. Комментарии к картинам были написаны немецкими искусствоведами Вильгельмом фон Боде и Фрити Кнаппом, переведены на русский язык и дополнены Александром Бенуа.
«Мир искусства» - объединения молодых художников, целью которых было формирование новых художественных идей, новой эстетики и внесение в отечественную культурную жизнь новые формы художественно-просветительской деятельности. Главную роль в этой группе играл Александр Бенуа, затем его друг Константин Сомов и Сергей Дягилев, которые впоследствии выпускали журнал с одноименным названием. Он просуществовал 6 лет, с 1899 года до конца 1904 г. Активные сотрудники журнала ежегодно устраивали выставки под тем же названием, широко привлекая современных художников разных направлений, а также неизменно пропагандируя мало известную или забытую отечественную культуру. В библиотеке хранится подшивка журнала за 1904 год.
Экспозиция шедевров книжной графии и полиграфии продлиться до 24 мая.
30.04.2020 | Просмотров: 431