![](img/news/2020/05/logo_17_100949_5l_ava.jpg)
Создатель национального русского пейзажа
Книжная выставка к 190-летию со дня рождения художника А.К. Саврасова
17 мая в отделе искусств открылась книжная выставка «Создатель национального русского пейзажа», посвященная творчеству русского художника А. К. Саврасова.
![](img/news/2020/05/vz_accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c_1.jpg)
Выдающийся пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов является создателем лирического национального пейзажа. Саврасов сумел запечатлеть на холсте поэзию и красоту русской природы, пронизанную неземным светом, передав через нее образ своего народа и любимой им Родины.
Представленные на выставке издания отражают важные вехи из жизни и творчества одного из лучших русских пейзажистов.
Популярное издание Олега Добровольского «Саврасов» (Москва, 1983) из серии ЖЗЛ освещает жизненный путь и формирование творческих интересов художника-новатора на фоне исторических и культурных событий «эпохи реформ», а также его педагогическую деятельность.
![](img/news/2020/05/iE_08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b_2.jpg)
Саврасову были близки принципы А. Венецианова, изображавшего реальный быт народа и природу. Однако Саврасов стремился сохранять поэтичность мироощущения, изображать единство человека с природой родного края. «Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту…», - говорил А. К. Саврасов своим ученикам, среди которых были И. Левитан и К. Коровин.
Процесс становления живописного метода Саврасова, своеобразие его искусства и историческую роль художника в сложении русского пейзажа второй половины XIX века освещаются в монографии историка искусств Ф. С. Мальцевой «А. К. Саврасов. Жизнь и творчество» (Москва, 1977) и в альбоме «Саврасов» (Ленинград, 1989).
![](img/news/2020/05/El_6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047_3.jpg)
Художественный альбом «Саврасов» (Москва, 2000) издательства «Белый город» наряду с великолепными репродукциями художника, структурирует социальные события, повлиявшие на создание знаменитых полотен.
Саврасов раскрывает в своих картинах национальное своеобразие русского пейзажа, с небывалой простотой и непосредственностью, изображая родные равнины и леса. В изданиях «А. Саврасов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи» (Москва, 1983) и «Саврасов» (Москва, 1965) описано создание лучших живописных и графических работ художника. Примечательно, что Саврасов был близко знаком с выдающимся деятелем культуры П. М. Третьяковым, а его картина «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854) стала одной из первых в собрании знаменитого коллекционера.
Важнейшей вехой в судьбе Саврасова стало его участие в организации и деятельности Товарищества передвижных художественных выставок. В книге очерков о художниках-передвижниках «В поисках правды и красоты» (Москва, 1972) Т.А. Савицкая рассказывает, что благодаря картине Саврасова «Грачи прилетели» показанной на первой выставке передвижников в 1871 году, русский пейзаж «зазвучал во весь голос».
![](img/news/2020/05/RA_c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa_4.jpg)
«Грачи» Саврасова стали символом целой эпохи в русском изобразительном искусстве. В ряде проникновенных образов художник передал родное для русского человека состояние весенней природы, дышащее поэзией и красотой. О создании шедевра и его художественном значении для живописи написано в статье члена Российской академии художеств В. М. Сидорова «Грачи прилетели» (Художник, 2005, №1) и периодическом издании «50 художников. Шедевры русской живописи» (Москва, 2010, №9).
Саврасов написал более 45 полотен и множество графических рисунков. На его картинах запечатлены просторы родной России, швейцарские Альпы и степи Украины. Искусствовед В. А. Петров в статье, посвященной творчеству А. К. Саврасова (Антикварное обозрение, 2005, №2), подробно рассказывает о самом живописном и эмоционально-содержательном волжском цикле, в котором изображена провинция и великие и бескрайние просторы реки Волги.
![](img/news/2020/05/17_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b_5.jpg)
Известный исследователь искусства, художник А. Бенуа в издании «История русской живописи в XIX веке» (Москва, 1999) писал, что в Саврасове жила «настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент». Способность художника «внимать таинственным голосам в природе», Бенуа называл священным даром, которым никто из русских художников прежде не обладал.
17.05.2020 | Просмотров: 339