Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Выдающийся пианист-виртуоз, основатель Московской консерватории

Книжная выставка к 185-летию со дня рождения композитора, пианиста, дирижера Н.Г. Рубинштейна

11 июня в отделе искусств открылась книжная выставка «Выдающийся пианист-виртуоз, основатель Московской консерватории» к 185-летию со дня рождения композитора, пианиста, дирижера Н.Г. Рубинштейна (1835-1881).

Николай Григорьевич Рубинштейн – русский пианист, композитор, дирижер, общественный деятель и педагог. Книжная выставка представляет вниманию читателя биографические факты и описание профессионального становления выдающегося музыканта.

Николай Рубинштейн не оставил после себя ни мемуаров, ни изложения своих методических принципов. Узнать факты биографии и творческого пути как пианиста и музыкального деятеля можно из монографии Л. Баренбойма «Н.Г. Рубинштейн. История жизни и деятельности» (Москва, 1982). Данное издание составлено на основе статей различных музыковедов, их мемуаров, переписок деятелей искусства, а также воспоминаний и писем А.Г. Рубинштейна и учеников Н.Г. Рубинштейна.

Николая Рубинштейна часто сравнивали с братом, знаменитым композитором и пианистом Антоном Рубинштейном. И хоть манера игры на фортепиано у них была схожа, братья никогда не соперничали. В издании Л. Баренбойма «А.Г. Рубинштейн» (Ленинград, 1962) автор пишет, что после смерти Николая Рубинштейна, его брат в письме к сестре признал игру младшего брата лучшей и недоумевал, почему больший успех пришел к нему, а не к Николаю.

Многие современники (А. П. Бородин, Г. Бюлов, Э. Зауэр) считали Николая Рубинштейна большим виртуозом. В отличие от знаменитого брата, он умел тонко согласовывать все элементы музыкального произведения, так что оно радовало слух своей пропорциональностью, а игра теплотой, темпераментом и чувствами.

Николай Григорьевич был твердо убежден, что в музыкальном искусстве мало быть одаренным, необходимо профессиональное музыкальное образование. Он организовал Музыкальные классы, которые в 1866 году были преобразованы в Московскую консерваторию и сумел собрать уникальный коллектив педагогов, среди которых были Н. Д. Кашкин, П. И. Чайковский, В. Ф. Одоевский. Благодаря ему в консерватории царила атмосфера серьезного и уважительного отношения к музыке и к профессии музыканта.

Статья доктора искусствоведения Элеоноры Федосовой «По высочайшему утверждению» в сборнике «Союз творцов и просветителей: к 150-летию Московского музыкального общества» (Москва, 2012) и альбом «Московская консерватория: материалы и документы в 2 томах» (Москва,2016), посвященный 140-летию Московской консерватории, знакомят читателя с подробностями основания Н.Г. Рубинштейном старейшего московского музыкального заведения.

Со времени открытия консерватории Николай Григорьевич собирал уникальные предметы: ценнейшие рукописи, автографы, издания и иконографические материалы. В статье Евгения Гуревича «К 100-летию дня основания музея им. Н.Г. Рубинштейна: создание, исчезновение, возрождение» (Музыкальная академия – 2011. - № 2) описаны интересные факты создания и современной деятельности музея, основанного на коллекции знаменитого музыкального деятеля.

В отличие от брата, Николай Григорьевич редко концертировал. Для него наиболее весомой была деятельность дирижера. Под его руководством прошло более 250 концертов Российского музыкального общества в Москве, Петербурге и других городах России.

В издании «Наследие: XVIII – XIX века: сборник статей, материалов и документов. Вып. II» (Москва, 2013) упоминается, что Н.Г. Рубинштейн первым занялся воспитание публики. Он добивался безупречной тишины в момент концерта, так как шум и аплодисменты в зале мешали дирижеру.

Пламенный энтузиаст и блестящий организатор Николай Рубинштейн считался душой московской музыкальной жизни, пользовался любовью и огромным уважением современников.

В книге «М.А. Балакирев. Исследования и статьи» (Ленинград, 1961) рассказывается, что русский композитор и пианист Милий Балакирев считал Николая Рубинштейна одним из небольшого числа пианистов-виртуозов, которые могли исполнять произведения любого уровня сложности. Одно из сложнейших произведений Балакирева пьеса «Исламея» была посвящена Н.Г. Рубинштейну.

Музыкальный критик, композитор Г.А. Ларош в издании «Избранные статьи. Вып. 4» (Ленинград, 1977) описывает игру пианиста как «обилие мощи и чувственности», в которой было «торжество мыслящего духа» и ощущалось присутствие высшей силы, ведь Рубинштейн всегда стремился к идеалу.

Издание «Мировая художественная культура. XIX. Изобразительное искусство, музыка и театр» (Санкт-Петербург, 2007) обращает читателей к исполнительскому мастерству пианиста. Николай Рубинштейн искусно исполнял Шопена, Шумана, Листа. Особенно виртуозно играл произведения П.И. Чайковского, созданные композитором с расчетом на гениальную игру Рубинштейна. Великолепный музыкант исполнял произведения, не подстраиваясь под современные тенденции, а оставался верен манере, в которой они были созданы.

Выставка продлится до 26 июня.

11.06.2020 | Просмотров: 357

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей