Поэт земли Смоленской
Книжная выставка
21 июня в отделе документов гуманитарных и естественных наук библиотеки открылась книжная выставка «Поэт земли Смоленской…», посвящённая 110-летию со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского. На выставке представлены издания произведений А. Твардовского разный лет, исследования о жизни и творчестве, журнальные и газетные публикации.
Творчество А. Твардовского занимает особое место в литературе двадцатого века. Поэт обращается к вечным темам, которые затрагивались в русской литературе любой эпохи.
По поэмам А. Твардовского можно проследить историю страны. В трехтомное издание «Избранные произведения» (Москва,1990) вошли первые поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия», которые отразили период коллективизации. Поэт искренне верил, что коллективизация принесет крестьянам счастье. Позже, в 1960-е годы, в поэме «По праву памяти» (Воронеж, 1991) А. Твардовский осмыслит коллективизацию, увидит не только открывшиеся перспективы, но и гибельные меры, которыми проводилось раскрестьянивание России.
В годы Великой Отечественной войны А. Твардовский создает народную «книгу про бойца» «Василий Теркин» (Горький, 1988). Поэма «Василий Теркин» - эпопея войны, так как в многообразных боевых эпизодах, в различных ситуациях и сценах создается образ народа на войне, прослеживается ее история от отступления до победы.
Главным в послевоенном творчестве произведением Твардовского стала поэма-воспоминание «Дом у дороги» (Воронеж, 1991) о силе, стойкости и выносливости русского человека, любви, подвергшейся тяжелым испытаниям, святости и чистоте воинского долга солдата.
Александр Трифонович Твардовский прожил очень непростую жизнь, которая пришлась на самые тяжелые для России годы – революцию, коллективизацию, войну. До сих пор исследователи творчества поэта продолжают изучать его биографию, чтобы понять истоки той силы, которая помогла ему стать нравственной опорой для своих современников.
На выставке представлены периодические издания, отражающие жизненный и творческий путь известного писателя. Жанровое определение «Книги про бойца» приводит Э. Безносов в статье «О жанре поэмы «Василий Теркин». А.Твардовский определил жанр своего произведения «Василий Теркин» как «Книга про бойца» и это соответствовало задаче создания предельно обобщенного образа солдата, которую и ставил перед собой автор. Неоднократно Твардовский намеревался сменить жанровое направление «Василия Теркина» в сторону поэмы, повести или романа, определив и углубив сюжетные, композиционные и другие признаки, но всегда возвращал героя к сложившемуся рабочему плану, чтоб не сводить книгу к частной истории, мельчит ее, лишает ее той фронтовой «всеобщности» содержания, которая делает имя Василия Теркина нарицательным в отношении бойцов такого типа (Вопросы литературы. – 2013. – № 6. – С. 229 – 242). Статья М. Аскольдовой-Лунд «Сюжет прорыва» посвящена первой попытке А. Твардовского создать независимый журнал «Новый мир», который сумел вобрать в себя мощь противоборства мысли и духа нескольких поколений советских писателей, деятелей кино и театра, литературоведов и критиков, изображавших и постигавших мир вопреки канонам социалистического реализма. Статья включает читателя в тематику глобальных проблем – личность и культура, личность и история, художник и власть (Свободная мысль – XXI. – 2002. – № 1. – С.72 - 82). Важнейший историко-литературный документ, рабочие тетради, Александр Трифонович Твардовский вел на протяжении всей своей творческой жизни. Это некий сплав дневника и тетрадей, в которые автор заносил рождавшиеся и шлифовавшиеся в его голове образы, строки, строфы, варианты стихотворений и фрагменты поэм. Сплав этот органичен и знаменует собой свойственное Твардовскому нерасторжимое единство «жизни» и «творчества». Знакомясь с рабочими тетрадями, читатель получает возможность с редкой наглядностью проследить основные этапы создания поэтической вещи. Неустанность и напряженность внутренней работы, открытость новому, бескорыстное и бесстрашное стремление к истине – вот самое сильное и поучительное, что есть в духовном опыте лидера «шестидесятников», - пишет Ю.Г. Буртина во вступительной статье к публикации «Александр Твардовский. Рабочие тетради 60-х годов» (Знамя – 2000. – № 6. – С. 132 - 177).
С книжной выставкой можно ознакомиться до 29 июня.
22.06.2020 | Просмотров: 360