Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Любовью к Родине дыша…

Книжная выставка

26 сентября в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам открылась книжная выставка «Любовью к Родине дыша…», посвященная 225-летию cо дня рождения поэта, декабриста К.Ф. Рылеева.

Среди политических и литературных деятелей декабристского движения виднейшее место занимает Кондратий Федорович - и как один из вождей подготавлявшейся революции, и как поэт, в творчестве которого наиболее ярко были выражены чаяния и надежды героев 14 декабря.

Образование Кондратий Рылеев получил в первом петербургском кадетском корпусе, где уже наметилась его склонность к словесным наукам. Будущему поэту было семнадцать лет, когда началась Отечественная война, оказавшая огромное влияние на его идейное развитие.

В книгу Рылеева «Сочинения» (Москва, 1988) вошли первые произведения поэта, самые известные из которых оды «На погибель врагов» и «Любовь к отчизне».

Литературную известность поэту принесла его сатира «К временщику» (1820) – гневное обличение аракчеевских порядков. Формирование творческих принципов Кондратия Федоровича связано с Вольным обществом любителей российской словесности, членом которого он стал в 1821 году. В 1821-1823 годах поэт создал цикл исторических песен «Думы» (Москва, 1988), в которых он переосмысливает национальных героев России в духе собственных гражданских идеалов.

Центральное произведение Рылеева – поэма «Войнаровский» (Москва, 1988). Это исповедь главного героя, сподвижника Мазепы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I. В образе Андрея Войнаровского передана общая направленность мыслей друзей-декабристов поэта, в судьбе героя угадываются их дальнейшие судьбы.

Рылеев развивал отечественную гражданскую лирику в духе дворянского революционного романтизма, цель которого – поднимать на борьбу, обличать тиранов, взывать к высшей правде и будить лучшие гражданские чувства. В этом видел предназначение своей поэзии и политической деятельности.

Кандидат филологических наук И.Б. Серебряная в статье «Особенности рифмы и созвучий у К.Ф. Рылеева» указывает на широкое употребление поэтом так называемых «слов-сигналов» или «слов-символов». Такой лингвистический прием устанавливал прочные взаимоотношения с читателем (Русская речь. – 2005. - №6. – С. 3 – 8).

Интересен материал А. Готовцевой и О. Киянской «Сатира К. Рылеева «К временщику»: опыт историко-литературного комментария». Авторы публикации отмечают, что личность поэта-декабриста сегодня сильно мифологизирована. Очевидно лишь одно: знаменитая ода, обличающая тиранию, стала определяющей для дальнейшего творчества Кондратия Федоровича (Вопросы литературы. – 2010. - №3. – С. 297 – 340).

Статья кандидата филологических наук А.Т. Грязновой «Лингвопоэтические особенности «Подблюдных песен» К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева в сравнении с фольклорными образцами» поможет педагогам и учащимся при углубленном изучении курса отечественной литературы в образовательных учреждениях (Русский язык в школе. – 2010. - № 8. – С. 57 – 63).

Анастасия Готовцева в очерке «Кондратий Рылеев» увлекательно повествует о нелегкой судьбе и творчестве поэта декабриста (Знание-сила. – 2011. - № 2. – С. 53 – 59).

Выставка продлится до 30 сентября

28.09.2020 | Просмотров: 402

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей