Один из величайших живописцев 20 века
Выставка документов к 145-летию К.Ф. Юона
23 октября в отделе искусств открылась книжная выставка, посвященная 145-летию со дня рождения Константина Федоровича Юона.
Живописец, график, театральный художник, монументалист, критик, педагог, общественный деятель – вот диапазон устремлений большого мастера.
Константин Юон в своих картинах изображал русскую природу и памятники древнего зодчества в окружении современной ему жизни, писал старинные провинциальные русские города и Москву, в которой родился и прожил всю жизнь.
Творчество Константина Федоровича - одна из примечательных страниц в истории дореволюционного и советского изобразительного искусства. Юон являлся одним из высокообразованных, культурнейших людей своего времени. Индивидуальная культура мастера всегда незримо проявляется в его созданиях и поднимает их духовную ценность.
В 1893 году Юон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, проучился год на архитектурном отделении и перевелся на живописное — «краски пересилили», как он вспоминал позже. Молодой художник изучал композицию в классе Константина Савицкого, учился у передвижников Абрама Архипова и Николая Касаткина. А технику живописи Юон совершенствовал в частной мастерской Валентина Серова.
На выставке документов представлены многочисленные книжные и художественные издания, отображающие творчество знаменитого мастера живописи и его окружения.
Огромную роль в формировании художественного мастерства К. Юона сыграл художник и педагог Константин Савицкий. В издании Е.Г. Левенфиша «К.А. Савицкий 1844-1905» ( Москва,1959) автор подробно излагает влияние творчества и деятельности Константина Савицкого на русскую культуру и развитии художественного образования в России.
Продолжает цикл печатных изданий о наставниках и учителях К. Юона альбом «Валентин Серов. 1865-1911» (Ленинград,1987). В предисловии искусствовед Дмитрий Сарабьянов характеризует В. Серова как большого учителя, из мастерской которого вышли разные, но прекрасные мастера; как художника, расчищавшего своим творчеством, своим опытом пути другим.
После окончания училища Константин Юон вместе с живописцем Иваном Дудиным открыл «Классы рисования и живописи» — собственную частную школу наподобие художественных студий-мастерских. Она работала до 1917 года, и в ней училось более трех тысяч учеников. Среди них были монументалист Вера Мухина, пейзажист Александр Куприн, участник «Бубнового валета» Роберт Фальк, график Владимир Фаворский и другие известные художники.
Творчество одного из учеников К. Юона освещает красочное издание К.С. Кравченко «А. В. Куприн» (Москва,1973), дополненное цветными иллюстрациями картин талантливого художника. Куприн испытал разные влияния и воздействия, но неизменно сохранил самое дорогое в своем искусстве – одухотворенность, гуманизм, чувство прекрасного, все то, что возвышает и очищает внутренний мир человека.
Параллельно Константин Юон оформлял в Париже спектакли «Русских сезонов» Сергея Дягилева, а в 1913 году создал декорации для оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов», которые по мнению критиков способствовали успеху этой постановки. Роль Годунова исполнил оперный певец Федор Шаляпин, который приобрел понравившиеся эскизы в свою коллекцию.
В двухтомнике Виктора Петелина «Жизнь Шаляпина. Восхождение. Триумф. Биографический роман» (Москва,2004) автор раскрывает загадку триумфа гениального певца и приводит факторы биографии, повлиявшие на его успех.
На выставке представлена монография советского музыковеда И.В. Нестьева «Дягилев и музыкальный театр ХХ века» (Москва,1994), посвященная творческой деятельности одного из виднейших представителей русской художественной культуры – Сергея Павловича Дягилева. В книге приведено немало материалов о сотрудничестве с выдающимися деятелями искусства, в том числе и с К. Юоном.
Крупномасштабное издание М. Пожарской «Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов 1908-1929» ( Москва, 1988) впечатляет своим форматом и подробной информацией об оформлении знаменитых спектаклей выдающимися художниками. Успех, сопутствующий проведению «Русских сезонов» открывает возможности привлекать в театр знаменитых живописцев, одним из которых являлся К.Ф. Юон.
О творчестве Юона как театрального художника читатели могут узнать из книг Ф.Я. Сыркина «Художники театра о своем творчестве» ( Москва,1973) и «Художник и театр» ( Москва,1975) В.И. Козлинского. В сборники вошли не только статьи, специально написанные для этих изданий, но подбор высказываний выдающихся художников советского театра, вошедшие в историю театрально-декорационного искусства. В примечаниях даны краткие биографические справки о художниках-авторах статей и упоминаемых в тексте, а также фактические справки об оформленных ими постановках и краткие ссылки на биографию.
Несмотря на то, что Константин Юон был успешным театральным художником, любимым его жанром был пейзаж. Художника вдохновляла русская старина: красочная природа, древние церкви, яркие народные костюмы и платки.
Вместе с художниками Игорем Грабарем и Абрамом Архиповым в 1900-е годы Константин Юон стал одним из инициаторов создания Союза русских художников, ядро которого составили московские пейзажисты.
Имя Игоря Эмамануиловича Грабаря неотделимо от истории русского искусства. С великолепными репродукциями ярких полотен Игоря Грабаря можно ознакомиться в альбоме живописи из серии Мастера русской живописи «Игорь Грабарь» (Ленинград,1977). На протяжении долголетней жизни он выступает как художник, ученый и педагог.
Юон создал множество картин о Москве: художник писал известные архитектурные памятники, церкви, башни, сани и сараи, деревянные дома посадского люда, серые заборы с высокими воротами и, конечно, людей в ярких праздничных одеждах. Вдохновение Юон черпал в московских праздниках, народных гуляньях — шумных и нарядных. Он считал, что «одна из многочисленных миссий художника заключается в том, чтобы быть летописцем своего времени, запечатлевать лицо родной страны и ее людей определенного исторического периода».
Особое восхищение у читателя вызывает интересно оформленное красочное издание известного издательства «Белый город» «Константин Юон» (Москва, 2001). Здесь представлены все периоды творческой жизни талантливого мастера с дополнением художественной композицией его картин, соответствующих каждому отрезку жизни.
Хочется обратить внимание еще на двух прекрасных альбома гениального художника. Первое издание «Константин Юон» (Ленинград, 1972). В альбом вошли репродукции лучших произведений художника, а также описание его театральной деятельности в роли декоратора. Книга напечатана на двух языках английском и русском.
Второе издание большого формата - художественный альбом Ю. Осмоловского «Константин Федорович Юон» (Москва,1982) собрал многочисленные репродукции картин с последовательным описанием всего жизненного пути великого художника, который умел видеть красоту мира и хотел сделать ее близкой и понятной нам.
Константина Юона считали певцом России, изображавшим красоту ее природы, красочных ее городов и народа, который очаровывал своими картинами-песнями. Творчество К.Ф. Юона сконцентрировало в себе многие лучшие черты, присущие русскому искусству, любовь к окружающему миру, неиссякаемый оптимизм, эмоциональность и звучность колорита.
Выставка продлится до 31 октября.
23.10.2020 | Просмотров: 357