Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Один из величайших живописцев 20 века

Выставка документов к 145-летию К.Ф. Юона

23 октября в отделе искусств открылась книжная выставка, посвященная 145-летию со дня рождения Константина Федоровича Юона.

Живописец, график, театральный художник, монументалист, критик, педагог, общественный деятель – вот диапазон устремлений большого мастера.

Константин Юон в своих картинах изображал русскую природу и памятники древнего зодчества в окружении современной ему жизни, писал старинные провинциальные русские города и Москву, в которой родился и прожил всю жизнь.

Творчество Константина Федоровича - одна из примечательных страниц в истории дореволюционного и советского изобразительного искусства. Юон являлся одним из высокообразованных, культурнейших людей своего времени. Индивидуальная культура мастера всегда незримо проявляется в его созданиях и поднимает их духовную ценность.

В 1893 году Юон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, проучился год на архитектурном отделении и перевелся на живописное — «краски пересилили», как он вспоминал позже. Молодой художник изучал композицию в классе Константина Савицкого, учился у передвижников Абрама Архипова и Николая Касаткина. А технику живописи Юон совершенствовал в частной мастерской Валентина Серова.

На выставке документов представлены многочисленные книжные и художественные издания, отображающие творчество знаменитого мастера живописи и его окружения.

Огромную роль в формировании художественного мастерства К. Юона сыграл художник и педагог Константин Савицкий. В издании Е.Г. Левенфиша «К.А. Савицкий 1844-1905» ( Москва,1959) автор подробно излагает влияние творчества и деятельности Константина Савицкого на русскую культуру и развитии художественного образования в России.

Продолжает цикл печатных изданий о наставниках и учителях К. Юона альбом «Валентин Серов. 1865-1911» (Ленинград,1987). В предисловии искусствовед Дмитрий Сарабьянов характеризует В. Серова как большого учителя, из мастерской которого вышли разные, но прекрасные мастера; как художника, расчищавшего своим творчеством, своим опытом пути другим.

После окончания училища Константин Юон вместе с живописцем Иваном Дудиным открыл «Классы рисования и живописи» — собственную частную школу наподобие художественных студий-мастерских. Она работала до 1917 года, и в ней училось более трех тысяч учеников. Среди них были монументалист Вера Мухина, пейзажист Александр Куприн, участник «Бубнового валета» Роберт Фальк, график Владимир Фаворский и другие известные художники.

Творчество одного из учеников К. Юона освещает красочное издание К.С. Кравченко «А. В. Куприн» (Москва,1973), дополненное цветными иллюстрациями картин талантливого художника. Куприн испытал разные влияния и воздействия, но неизменно сохранил самое дорогое в своем искусстве – одухотворенность, гуманизм, чувство прекрасного, все то, что возвышает и очищает внутренний мир человека.

Параллельно Константин Юон оформлял в Париже спектакли «Русских сезонов» Сергея Дягилева, а в 1913 году создал декорации для оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов», которые по мнению критиков способствовали успеху этой постановки. Роль Годунова исполнил оперный певец Федор Шаляпин, который приобрел понравившиеся эскизы в свою коллекцию.

В двухтомнике Виктора Петелина «Жизнь Шаляпина. Восхождение. Триумф. Биографический роман» (Москва,2004) автор раскрывает загадку триумфа гениального певца и приводит факторы биографии, повлиявшие на его успех.

На выставке представлена монография советского музыковеда И.В. Нестьева «Дягилев и музыкальный театр ХХ века» (Москва,1994), посвященная творческой деятельности одного из виднейших представителей русской художественной культуры – Сергея Павловича Дягилева. В книге приведено немало материалов о сотрудничестве с выдающимися деятелями искусства, в том числе и с К. Юоном.

Крупномасштабное издание М. Пожарской «Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов 1908-1929» ( Москва, 1988) впечатляет своим форматом и подробной информацией об оформлении знаменитых спектаклей выдающимися художниками. Успех, сопутствующий проведению «Русских сезонов» открывает возможности привлекать в театр знаменитых живописцев, одним из которых являлся К.Ф. Юон.

О творчестве Юона как театрального художника читатели могут узнать из книг Ф.Я. Сыркина «Художники театра о своем творчестве» ( Москва,1973) и «Художник и театр» ( Москва,1975) В.И. Козлинского. В сборники вошли не только статьи, специально написанные для этих изданий, но подбор высказываний выдающихся художников советского театра, вошедшие в историю театрально-декорационного искусства. В примечаниях даны краткие биографические справки о художниках-авторах статей и упоминаемых в тексте, а также фактические справки об оформленных ими постановках и краткие ссылки на биографию.

Несмотря на то, что Константин Юон был успешным театральным художником, любимым его жанром был пейзаж. Художника вдохновляла русская старина: красочная природа, древние церкви, яркие народные костюмы и платки.

Вместе с художниками Игорем Грабарем и Абрамом Архиповым в 1900-е годы Константин Юон стал одним из инициаторов создания Союза русских художников, ядро которого составили московские пейзажисты.

Имя Игоря Эмамануиловича Грабаря неотделимо от истории русского искусства. С великолепными репродукциями ярких полотен Игоря Грабаря можно ознакомиться в альбоме живописи из серии Мастера русской живописи «Игорь Грабарь» (Ленинград,1977). На протяжении долголетней жизни он выступает как художник, ученый и педагог.

Юон создал множество картин о Москве: художник писал известные архитектурные памятники, церкви, башни, сани и сараи, деревянные дома посадского люда, серые заборы с высокими воротами и, конечно, людей в ярких праздничных одеждах. Вдохновение Юон черпал в московских праздниках, народных гуляньях — шумных и нарядных. Он считал, что «одна из многочисленных миссий художника заключается в том, чтобы быть летописцем своего времени, запечатлевать лицо родной страны и ее людей определенного исторического периода».

Особое восхищение у читателя вызывает интересно оформленное красочное издание известного издательства «Белый город» «Константин Юон» (Москва, 2001). Здесь представлены все периоды творческой жизни талантливого мастера с дополнением художественной композицией его картин, соответствующих каждому отрезку жизни.

Хочется обратить внимание еще на двух прекрасных альбома гениального художника. Первое издание «Константин Юон» (Ленинград, 1972). В альбом вошли репродукции лучших произведений художника, а также описание его театральной деятельности в роли декоратора. Книга напечатана на двух языках английском и русском.

Второе издание большого формата - художественный альбом Ю. Осмоловского «Константин Федорович Юон» (Москва,1982) собрал многочисленные репродукции картин с последовательным описанием всего жизненного пути великого художника, который умел видеть красоту мира и хотел сделать ее близкой и понятной нам.

Константина Юона считали певцом России, изображавшим красоту ее природы, красочных ее городов и народа, который очаровывал своими картинами-песнями. Творчество К.Ф. Юона сконцентрировало в себе многие лучшие черты, присущие русскому искусству, любовь к окружающему миру, неиссякаемый оптимизм, эмоциональность и звучность колорита.

Выставка продлится до 31 октября.

23.10.2020 | Просмотров: 357

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей