Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Скульптор, добившийся иллюзии движения

Выставка документов к 180-летию со дня рождения французского скульптора О. Родена

10 ноября в отделе искусств открылась книжная выставка, посвященная 180-летию со дня рождения выдающегося французского скульптора Огюста Родена.

Ни об одном скульпторе нового времени не говорили и не писали так много, как о Родене. При этом никто не мог говорить о нем равнодушно: нападки и поношения сменялись безудержными похвалами. Но даже самые яростные противники Родена не отрицали того влияния, какое он оказал на развитие современной скульптуры.

Роден бесспорно является провозвестником скульптуры ХХ века. В эпоху, когда стремление к выразительности считалось оскорблением красоты, он осмелился изобразить страдание и бедствование человека бессильного перед судьбой.

Творчество Родена представляет собой одно из исключительно интересных и значительнейших явлений в истории мировой пластики.

На долю Родена выпала трудная, но вместе с тем благодарная роль – внести свежую, жизнеутверждающую струю в искусство пластики, раскрыть новые горизонты творческого развития. Упорная, почти титаническая по напряженности работа над изучением натуры, поиски новых форм и нового содержания в скульптуре уже в ранний период творчества начали приносить свои плоды. В издании Девида Вэйса «Огюст Роден» из серии «Жизнь в искусстве» (Москва,1969) подробно описывается жизненный путь великого скульптора, сложный и яркий творческий период, могучий талант и бесспорное влияние мастера на многие поколения скульпторов.

На выставке документов представлены многочисленные книжные и художественные издания, отображающие творчество, биографические факты и события, происходившие в жизни знаменитого мастера скульптуры и его окружения.

Опираясь на лучшие образцы прошлого, и в особенности на творчество Микеланджело, Роден возрождал подлинный реализм, глубину и содержательность образов, силу и экспрессию лепки. Книга Е. Ротенберга «Микеланджело Буонарроти» (Москва,1976) отображает художественную деятельность гения эпохи Возрождения, его вклад в мировую художественную культуру и дальнейшее влияние на каждое поколение художников. Деятельность великого скульптора в своем роде явление уникальное в истории пластических искусств.

Становление Родена как скульптора совпало с выступлениями молодых художников, представителей французского импрессионизма. Современник Эдуарда Мане и Дега, Писсарро и Ренуара, участник выставок импрессионистов, в частности большой совместной выставки Родена и Клода Моне, скульптор не мог остаться равнодушным к новому направлению в искусстве. Замечательное книжное издание Г. Крепальди «Импрессионизм» (Москва, 2008) ясно и просто излагает и упорядочивает большую часть ранее проведенных исследований и, в то же время, предлагает читателю удобный в обращении путеводитель по творчеству импрессионистов. Текст построен в хронологическом порядке. Подробно рассматриваются типичные для импрессионистов сюжеты и их новая манера живописи.

Книга известного ученого Л. Андреева «Импрессионизм» (Москва,2005), посвященная импрессионистическому искусству и литературе Франции, считается наиболее оригинальной и полной среди произведений данного направления. Впервые импрессионизм рассматривается как художественное течение, выражающее особое видение мира и человека.

Издание «Роден. Сборник статей о творчестве» (Москва, 1960) посвящен жизни и творчеству гениального французского скульптора. В сборник включены фрагменты из книг о скульптуре, воспоминания современников, а также высказывания самого Родена. Содержит большое количество репродукций с работами художников.

Жизненный путь выдающегося скульптора полон ярких, порой драматических эпизодов. Книжное издание «О. Роден. Мысли об искусстве. Воспоминания современников» (Москва, 2000) включает беседы Родена об искусстве, в которых раскрываются тайны творческой лаборатории художника, истоки мастерства. В книгу вошли воспоминания современников Родена, которые обрисовывают духовный мир художника, его отношение к близким, друзьям, к художественному творчеству других мастеров. Книга содержит большое количество иллюстраций.

Творчеству скульптора свойственна глубокая содержательность. В его лучших работах мы видим стремление к созданию героических образов, к изображению людей сильных страстей и великих мыслей. Роденовское творчество отличается огромной эмоциональностью, чувство является для него залогом правдивости в искусстве. Знаменитая скульптура «Мыслитель» был задуман как центральная фигура «Врат ада» - символ поэта Данте, обозревающего своего работу. Получив жизнь самостоятельной статуи, скульптура в конечном итоге стала монументом «каждому человеку», универсальным символом надежды. Качественные яркие иллюстрации всех работ великого мастера с подробным описанием каждой скульптуры представлены в фотоальбоме Ирен Корн «Огюст Роден. Мастер скульптуры» (Минск, 1997).

Величие и безмерная красота человека на протяжении веков и даже тысячелетий – тема постоянно манящая к себе скульпторов. Мысли и чувства о человеке, выраженные безмолвным языком скульптуры, понятны и близки всем, реалистический язык искусства не нуждается в переводе. В книге «С веком наравне» Т.5 (Москва,1986) собраны рассказы о великих мастерах мировой скульптуры, в частности, содержательная статья, посвященная Огюсту Родену. Цель издания – осветить представление о далеких эпохах и легендарных людях, чей талант рождает великое искусство скульптуры.

Среди работ последних лет жизни Родена наиболее оригинальны те, в которых он вдохновляется танцем. Влюбленный в движение, он лепит и рисует акробатику, красочный вихрь танца, позы Айседоры Дункан и, наконец, героя русских балетов Нижинского. Альбомы З.В. Зарецкой, Н.К. Косаревой «Французская скульптура 17-20 веков» (Ленинград, 1963) и «Западноевропейская скульптура в Эрмитаже» (Ленинград, 1970) этих же авторов – это богатое собрание французской скульптуры в государственном Эрмитаже, которое включает произведения почти всех мастеров этого периода. В издании представлены шедевры величайшего скульптора Огюста Родена – «Бронзовый век», «Поэт и муза», «Вечная весна», которые прочно вошли в сокровищницу мирового искусства.

11.11.2020 | Просмотров: 352

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей