Многоцветная финифть
Заседание клуба декоративно-прикладного искусства «Светлица»
25 ноября на очередном заседании клуба декоративно-прикладного искусства «Светлица» сотрудники отдела городского абонемента подготовили видеосообщение о чудесном русском промысле – финифти.
На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где ее называли «огненным письмом» и ценилась она наравне с золотом и серебром. Материалы для ремесла стоили дорого. В состав красок входили соли металлов: соли меди придавали красивый зеленый оттенок, кобальта – синий, добавление золота позволяло получить сияющие пурпурные и рубиновые цвета. Несведущие люди считали, что финифть производят из расплавленных драгоценных камней, настолько красивой и яркой она была. Технология требовала мастерства: исправить нанесенный на эмаль рисунок было нельзя, и одно неверное движение кисти могло испортить всю работу. А сами пигменты в печи меняли цвет – если ошибиться с температурой и временем обжига, замысел художника мог не воплотиться.
Готовую финифть вставляли в оправу из серебра или другого металла. Часто ею служила филигрань – тонкий кружевной узор из проволоки. Финифть не меняла цвет с годами, ей была не страшна влажность и высокая температура. Единственный недостаток изделия – хрупкость.
Главным заказчиком в течение долгого времени оставалась церковь: долговечные, яркие и изящные миниатюры украшали оклады икон и одежду священнослужителей, а паломники увозили с собой из монастырей небольшие эмалевые образы святых на память.
У простого народа были популярны расписные миниатюры на эмали и иконки, а знать покупала ювелирные украшения, трубки и табакерки. Позднее московские мастера декорировали эмалями небольшие бытовые предметы: статуэтки и шкатулки, ручки и чернильницы, часы, табакерки и столовые приборы.
Талант и непревзойдённое мастерство ювелиров сегодня позволили по-новому обыграть старинную технику финифти, в которой каждое изделие – произведение искусства.
25.11.2020 | Просмотров: 362