Автор парадных памятников советской эпохи
Выставка документов к 120-летию со дня рождения скульптора Н.В. Томского
9 декабря в отделе искусств открылась книжно-иллюстративная выставка, посвященная к 120-летию со дня рождения советского, российского скульптора-монументалиста, педагога, общественного деятеля – Николая Васильевича Томского.
Томский – крупнейший скульптор-монументалист. Созданные им памятники фельдмаршалу М.И. Кутузову в Москве, С.М. Кирову в Ленинграде, генералу армии И.Д. Черняховскому в Вильнюсе, прославленным русским военачальникам: адмиралу П.С. Нахимову в Севастополе и монумент защитникам Родины в Саранске – завоевали всеобщее признание.
Ценный вклад сделан Томским в обширную советскую Лениниану. Над образом Владимира Ильича Ленина скульптор работал на протяжении всей жизни. Он автор памятнику В.И. Ленину в Воронеже, Орле, Мурманске, Вологде, Таллинне, Железноводске, Ташкенте, Берлине, Калькутте, а также ряда выразительных портретов вождя.
Монография Валерии Борисовны Мининой «Николай Томский» (Москва, 1980) посвящена исследованию творческого пути выдающегося советского скульптора в становлении и развитии, этапы его художественного роста.
Искусство Томского наполнено чувством оптимизма, большой жизнеутверждающей силой. В каждой работе скульптора всегда чувствуется мысль, собственное волнение и горячая любовь художника к людям. Раскрывая идеальное начало в человеке, его большую внутреннюю энергию, скульптор выявляет в своем герое его устремленность в будущее. Поэтому образы Томского живут в развитии. В них воплощены лучшие черты людей настоящего и угадываются черты людей грядущих поколений.
В книгах Николая Томского «В бронзе и граните» (Москва, 1977), «Заметки скульптора» (Москва, 1965), «Прекрасное и народ» (Москва, 1961) автор рассказывает об особенностях скульптуры как вида изобразительного искусства, ее значении, собственном многолетнем труде.
«Творческий путь художника – это путь служения своим искусством интересам народа, его идеалам, его высоким человеческим стремлениям». В этих слова выдающегося скульптора, народного художника СССР Н.В. Томского глубоко раскрыто его мировоззрение, выражена сущность творческой деятельности.
Томский – художник необычайно широких творческих возможностей. Вдумчивый, глубокий мастер, чуткий к многообразной духовной жизни изображаемых людей.
Николай Васильевич родился 19 декабря 1900 года в семье кузнеца в селе Рамушево Старорусского уезда Новгородской губернии. В 1912 году окончил сельское четырехклассное училище. С детства любил рисовать, на его рисунки обратил внимание художник В.С. Сварог, который посоветовал Томскому заняться искусством всерьез. И когда после гражданской войны стал вопрос о дальнейшей жизни и выборе профессии, он поступает в Петроградский Художественно-промышленный техникум на скульптурный факультет.
Будучи учеником скульптора В.В Лишева, воспитанника старой Академии художеств, Томский уже в начале своего творческого пути приобрел серьезную профессиональную подготовку, постоянно подчиняя свое умение выражению мысли, чувства, содержания. Его дарование охватывает самые различные жанры пластики.
Создавая свои произведения, скульптор всегда выбирал материалы, способные наиболее ярко выразить его замысел. Как правило – это мрамор или бронза, которым более всего сопутствует его пластический язык, склонный к ясности.
Альбомы Николая Томского (Москва, 1974), (Москва, 1976), (Москва, 1959) знакомят с основными этапами творческого пути скульптора и репродукциями его самых значимых работ. Велики заслуги Н.В.Томского в развитии советского портретного искусства.
Искусство Томского – одно из наиболее интересных явлений в художественной культуре наших дней. Мастер оставил после себя ценное культурное наследие, он воспитал плеяду талантливых скульпторов, среди которых Л.М. Баранов, С.С. Казанцев, Я.Н. Купреянов, С.Л. Островская, Ю.Л. Чернов, внесших свой весомый вклад в развитие советской и российской скульптуры.
10.12.2020 | Просмотров: 388