Балет «Павильон Армиды» на музыку Н. Черепнина
Видеолекторий из цикла «Шедевры мирового музыкального театра» к 140-летию со дня рождения Анны Павловой
17 февраля в кинозале библиотеки состоялся видеолекторий из цикла «Шедевры мирового музыкального театра», посвященный 140-летию со дня рождения величайшей русской балерины Анны Павловой (1881–1931). Читатели и гости библиотеки познакомились с балетом на музыку одаренного композитора Н. Черепнина «Павильон Армиды», триумф которого связан с участием Павловой.
Ведущая кинолектория рассказала зрителям о том, что 9 мая 1909 года весь музыкальный Париж восторженно аплодировал балету «Павильон Армиды», которым открылся первый балетный «Русский сезон», организованный талантливым популяризатором русского искусства С. Дягилевым. Создателями «Павильона Армиды», на долгие десятилетия укрепившегося на балетных сценах мира, были прославленный балетмейстер М. Фокин, художник А. Бенуа, композитор и дирижер Н. Черепнин.
Ученик Н. Римского-Корсакова, близкий друг А. Глазунова и А. Лядова, член известного содружества «Мир искусства», музыкант, получивший признание многих своих выдающихся современников, в числе которых были С. Рахманинов, И. Стравинский, С. Прокофьев, А. Павлова, М. Баланчивадзе, М. Равель и др., Черепнин вписал в историю русской музыки XX в. одну из блестящих страниц как композитор, дирижер, пианист, педагог.
Музыка «Павильона Армиды» считается одним из его наиболее удачных сочинений. Красоту балета подчеркивают вальсы, которые включены в произведение по заказу администрации императорских театров.
Успех первой постановки во многом обязан таланту Анны Павловой. В трудный момент, накануне премьеры, когда Матильда Кшесинская отказалась от участия в спектакле, она пришла на выручку постановщику.
Для начинающей Анны Павловой эта была первая премьерная роль. Критики восторженно отзывались о балете, Нижинском в партии раба, а драматическая игра Павловой вносила подлинную трагичность образа, в особенности при исполнении ею танца «Плач Армиды». Критика по достоинству оценила это при появлении последующих исполнительниц, прочувствовав утрату созданного Павловой образа.
Анна Павлова, высокая, стройная, с удлиненными руками и ногами с высоким подъемом, в юности не владела виртуозной техникой, не обладала «стальным носком», но ее отличительная черта заключалась в особой одухотворенности, нежности и легкости исполнения.
Летящий арабеск Павловой художник Валентин Александрович Серов увековечил на афише к первым «Русским сезонам» в Париже (1909), репродукция которой была представлена на выставке в альбоме «Театральный портрет конца XIX – начала XX века» (Ленинград, 1973).
Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.
Анна Павлова была кумиром и балетным идеалом как старшего, так и младшего поколений. Она стояла первой в списке мастеров русского балета. Ее считали эталоном совершенства в балетном искусстве.
Зрителям были представлены уникальные фрагменты выступлений Анны Павловой. В частности, знаменитая съемка 1925 года танца «Умирающий лебедь» в ее исполнении. Хореографическая миниатюра стала символом «Русских сезонов». Одним из пламенных почитателей таланта Павловой был Сен-Санс. «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!» – воскликнул маэстро, увидев «Умирающего лебедя».
Выставка документов тематически дополняла просмотр балета и включала экспозицию книжных изданий, иллюстрации декораций и редких фотографий, посвященных истории создания балета «Павильон Армиды», творчеству великой танцовщицы, балетмейстерам и исполнителям главных партий.
18.02.2021 | Просмотров: 355