Художник, поражающий чрезвычайным разнообразием творчества
Выставка документов к 135-летию со дня рождения художника В.А. Фаворского
10 марта в отделе искусств открылась выставка документов «Художник, поражающий чрезвычайным разнообразием творчества», посвященная знаменитому русскому художнику и теоретику искусства, мастеру гравюры и книжной иллюстрации Владимиру Андреевичу Фаворскому (1886–1964).
Известный как книжный график и ксилограф В.А.Фаворский является также автором произведений в монументальной живописи и скульптуре, создателем театральных декораций, искусствоведом и педагогом-теоретиком. Художник никогда не замыкался в рамках одного вида искусства и призывал к этому своих учеников.
Представленные на выставке издания отражают важные вехи жизни и творчества художника, новатора и универсала.
Книга Ю. Халаминского «В.А. Фаворский» (Москва, 1986) и биографический словарь «Знаменитые русские художники» (Санкт-Петербург, 2000) освещают жизненный путь художника и формирование его творческих интересов.
Азы живописи Владимир Андреевич изучал с самого детства под руководством матери-художницы, дочери знаменитого русского живописца, архитектора Владимира Иосифовича Шервуда. Первые серьезные навыки рисования Фаворский получил в студии знаменитого живописца К.Ф. Юона и в студии венгерского художника Шимона Холлоши в Германии.
Сборник материалов «В.А. Фаворский» (Москва, 1986) содержит статьи о жизни и особенностях творчества художника, каталог работ и репродукции.
Иллюстрирование книг занимает самое значительное место в творчестве выдающегося художника. В книгах В.А. Фаворского «Рассказы художника-гравера» (Москва, 1976) и «О художнике, о творчестве, о книге» (Москва, 1966) рассказывается о тонкостях работы иллюстратора-гравера и особенностях оформления книг. С помощью шрифта и иллюстраций в своих работах художник раскрывает мир, созданный писателем. Автор подробно рассказывает об иллюстрировании «Слова о полку Игореве», «Рассказов о животных» Л. Толстого, «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий» А. Пушкина.
Фаворский замечательно знал древнерусское искусство. Любовь к русскому народу, русской природе, русской литературе и искусству, позволили художнику создать иллюстрации к древнерусской летописи, к произведениям Пушкина, Толстого, Гоголя и Крылова, а также портреты великих полководцев: Донского, Невского, Пожарского и Кутузова.
В статье В.Г. Азарковича «Лирика Данте и Шекспира в книжной графике В.А. Фаворского» из сборника «Очерки по русскому и советскому искусству» (Ленинград, 1974) говорится, что работа Фаворского как художника-иллюстратора наравне с переводчиками зарубежной литературы была направлена на передачу особенностей стиля и мироощущения писателей.
О важности умения выделять из многосложного содержания книг то ценное общечеловеческое для современников, что роднит их с предшественниками, написано и в книге В.А. Фаворского «Об искусстве, о книге, о гравюре» (Москва, 1986).
Фаворский – один из основателей советской монументальной живописи. Издание В.А. Фаворского «О рисунке. О композиции» (Фрунзе, 1966) содержит лекции художника об особенностях рисования, проведенные с художниками Республики Киргизия в 1946 году. По замыслу Фаворского его монументальная роспись в соединении с архитектурой была призвана, эмоционально воздействуя на человека, повышать уровень осознания своей значимости и свободы.
Фаворский вместе с московскими художниками поднял искусство ксилографии на высокий уровень. В гравюрах Фаворского были соединены разные стороны советского искусства 1920–1940-х годов: и агитационные плакаты, и зрелищность массовых действ, и строгая декоративность книжной иллюстрации. Его работы стали не просто иллюстрациями к книгам, в них художник давал свою интерпретацию литературного произведения. О вкладе В.А. Фаворского в советскую графику и развитие искусства ксилографии написано в изданиях «История русского искусства» (Минск, 2008), «Очерки истории советского искусства (Москва, 1980), «Советское изобразительное искусство. 1917–1941» (Москва, 1977).
Владимир Андреевич преподавал на графическом факультете Высших художественно-технических мастерских в Москве около 30 лет, писал статьи, выступал с лекциями по всему СССР. Его труды по проблемам композиции и рисунка, монументальной живописи стали ценным вкладом в развитие советского искусствознания. В альбоме Н. Розановой «Фаворский» (Ленинград, 1970) изложены основные положения теории искусств художника, а также содержатся репродукции его творений: акварели, портреты, рисунки, гравюры на дереве и на линолеуме, монументально-декоративные и театральные работы.
Для В.А. Фаворского не было важных или второстепенных работ. В каждую он вкладывал весь свой талант. Художник писал: «Искусство существует неотделимо от жизни. Вся наша жизнь связана с искусством и в нашей повседневной жизни зарождается искусство»
10.03.2021 | Просмотров: 346