В атмосфере «оттепельного» кинематографа: художественный фильм «Долгая счастливая жизнь»
Кинолекторий «Советский экран»
6 апреля в кинозале библиотеки в рамках Года русской культуры в ДНР состоялась программа кинолектория «Советский экран», посвященная авторскому кино. Прозвучало имя Геннадия Федоровича Шпаликова, советского поэта, кинорежиссера, сценариста, чей авторский голос, мысли, чувства, представления о жизни и человеке стали предметом постижения для всех любителей и ценителей советского кино. Имя Геннадия Шпаликова ассоциируется с «оттепельным» кинематографом шестидесятых годов, в который он пришел со своей темой.
Программу открыла озвученная «Автобиография» Геннадия Шпаликова, опубликованная в четвертом выпуске литературно-художественного альманаха «Киносценарии» (Москва, 1997). Ведущая программы Наталия Коротких рассказала о начале пути Геннадия Шпаликова в советское киноискусство и его первом фильме «Мне двадцать лет», снятом молодым тогда кинорежиссером Марленом Хуциевым. В начале шестидесятых годов авторы этой картины как бы «пробили оболочку» кинематографа своего времени, дали толчок для новых фильмов, посвященных молодежи.
Свою тему Геннадий Шпаликов продолжил в фильме «Я шагаю по Москве». Эту картину, которая сразу же полюбилась зрителям, создал Георгий Данелия. Ведущая подчеркнула, что фильм «Я шагаю по Москве» с блеском утверждает основной принцип творчества Шпаликова-кинодраматурга. «За кажущейся простотой и легкостью повествования кроется серьезное исследование характера молодого современника», – сказала Наталия Коротких.
Ведущая также проанализировала фильмы «Я родом из детства» Виктора Турова, «Ты и я» Ларисы Шепитько, «Пой песню, поэт» Сергея Урусевского, созданные по сценариям Геннадия Шпаликова.
Обратившись к третьему выпуску альманаха «Киносценарии» (Москва, 1987), Наталия Коротких рассказала о судьбе последнего сценария Геннадия Шпаликова – «Девочка Надя, чего тебе надо?». В нем – пронзительная попытка одного из лучших сыновей русской земли объяснить читателю и себе самому окружающую жизнь, свои предчувствия, пророчества, боль, отчаяние и надежду. Как исповедь в программе прозвучала поэзия Геннадия Шпаликова.
Для просмотра и обсуждения кинозрителям был предложен художественный фильм Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь». В фильме он выступает как сценарист, режиссер, вдохновитель творческой команды единомышленников. «Долгая счастливая жизнь» – авторское кино в лучшем смысле этого слова. Ведущая погрузила зрителей в историю создания фильма. Она также рассказала о замечательном актерском дуэте Инны Гулая и Кирилла Лаврова. Зрители прониклись авторской концепцией. Всем содержанием фильма Геннадий Шпаликов утверждает, что ощущение счастья дано не каждому. Счастье – это как талант. Ведущая предложила обсудить после просмотра фильма, кто из героев обладает этим даром счастья, кто достоин долгой счастливой жизни?
И дискуссия состоялась. Зрители поделились, что ощущение счастья возникает при внезапном появлении белого парохода из темной воды в ослепительно-солнечный день. Это удивительная метафора. Предчувствие счастья рождают в душе уже начальные кадры встречи героев – Лены и Виктора, понравившихся друг другу.
Их счастье продлилось недолго. «Камнем преткновения» для зрителей стал отъезд Виктора. Почему он уезжает? Как он мог уехать? Возможно, он вернется? А, может быть, и правильно, что Виктор бежит из города?
На эти вопросы каждый наш кинозритель отвечал по-своему. И при любом раскладе получалось, что Виктор смалодушничал, испугался и понес огромную личную потерю. Не состоялось счастье, которым могла бы стать для него любовь необыкновенной, светлой, чистой, доброй, доверчивой девушки. Вывод родился вполне предсказуемый: Лена и такие удивительные женщины, как Лена, просто рождены для долгой и счастливой жизни. Они этого заслуживают.
07.04.2021 | Просмотров: 296