Шелковый платок – старейший аксессуар в истории
Встреча в клубе по изучению народных традиций им. И. Яхно
11 апреля состоялась очередная воскресная встреча в клубе по изучению народных традиций им. И. Яхно. Творческое занятие было посвящено шелковому платку – старейшему аксессуару в истории.
Библиотекарь Елена Груздева на основе изданий из фонда отдела искусств подготовила беседу о старинном головном уборе.
Читатели и гости клуба узнали, что на Руси платок появился примерно в XII веке, а раньше женщины носили «убрус». Его делали из шерсти и шелка, украшали драгоценными камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой.
В жизни славян платок служил, в основном, защитой от суровых морозов. Большую часть жизни женщины ходили в платках и не снимали его. Платок часто выступал показателем социального статуса обладательницы. Так он наглядно демонстрировал достаток семьи, сословное и семейное положение. Богатые женщины носили платки из дорогой ткани и обязательно вышитые.
В образе русской женщины платок во все времена эстетически акцентировал внимание и служил завершением костюма.
В ходе беседы сотрудник отдела познакомила присутствующих с выставкой книжных изданий, посвященных женскому народному костюму.
Интерес у читателей вызвал сборник статей «Платки и шали в России XVIII-XXI века: материалы и исследования» (Москва, 2019), включающий богатое собрание старинных головных уборов. Книга содержит яркие иллюстрации, которые передают цвет красок, красоту колорита, богатство фактуры платков.
Важным источником сведений о костюме и платках является изобразительное искусство. Через живописные образы художники предавали особенности ношения платка в костюме разных сословий, в городе и деревне, в древности и в XX веке. Мастера клуба с удовольствием рассматривали альбомы знаменитых художников, которые запечатлели на полотнах людей своего времени.
Красочный альбом большого формата «Константин Маковский» (Москва, 2007) знакомит с творчеством создателя блистательных заказных портретов русской аристократии, крестьян, русских ученых, деятелей культуры, масштабных исторических полотен.
Яркий колорит и настроение предает альбом В.Н. Докучаевой «Борис Кустодиев: жизнь и творчество» (Москва, 1991). Художник изображал красочные сцены чаепитий, народных гуляний, ярмарок. Купцов и купчих мастер писал красивыми и нарядными — в дорогих мехах, роскошных шалях, шелковых платьях и драгоценностях.
Восхищение у присутствующих вызвало издание Алексеева А.И. «Елена Киселева – художница Серебряного века (новое имя) (Москва,2018), посвященное художнице редкого дарования, соединившей в своем творчестве приемы реалистичного и импрессионистского письма.
В продолжение беседы мастерицы клуба представили присутствующим свои новые вышитые работы.
Попова Людмила Никитична продемонстрировала вышитую картину «Лесные фиалки», выполненную в технике «гладь», а Теплицкая Ирина Львовна - пейзаж крестиком «Природа».
Крестильную простынь со старинным узором показала Шалдышова Евгения Ивановна. Обрядовая вещь была вышита ее крестной матерью 67 лет тому назад. Работа до сих пор в отличном состоянии, рисунок и мастерство выполнения - замечательные.
По традиции новичкам клуба мастерицы давали рекомендации по технике вышивки.
Музыкальной страничкой заседания клуба стал рассказ о жизни и творчестве русского композитора Александра Александровича Алябьева, который по просьбам рукодельниц подготовила Галина Алексеевна Кожарина. Алябьев оставил после себя богатое музыкальное наследство, но славу и бессмертие обрел благодаря одному произведению - романсу «Соловей», который с блеском исполняла знаменитая испано-французская певица Полина Виардо.
Прозвучавшие в записях на грампластинках и СD-дисках любимые романсы Александра Алябьева «Соловей», «Зимняя дорога» и «Вечерний звон» стали ярким завершающим аккордом встречи.
12.04.2021 | Просмотров: 353