Штрихи к портрету: художественный фильм «Елки-палки!»
Кинолекторий «Советский экран» к 80-летию Сергея Никоненко
20 апреля в рамках Года русской культуры в Донецкой Народной Республике для любителей и верных друзей советского кино подготовлена и проведена заключительная апрельская программа кинолектория «Советский экран».
Программа была посвящена творчеству народного артиста РСФСР Сергея Петровича Никоненко. 16 апреля известный советский и российский актер, кинорежиссер, сценарист отметил свой 80-летний юбилей.
Читатели и гости библиотеки, как доброго друга, поздравили Сергея Петровича с юбилеем. Прозвучали самые теплые пожелания любимому актеру здоровья, благоденствия, новых свершений и открытий, творческого долголетия! Многая Лета!
О творческом пути Сергея Петровича Никоненко рассказал донецкий киновед Владимир Александрович Вербицкий. Он напомнил самые известные его работы: «Люди и звери», «Журналист» мастера и учителя Сергея Герасимова, а также «Крылья» Ларисы Шепитько, «Красная площадь» Василия Ордынского, «Инспектор ГАИ» Эльдора Уразбаева, «За облаками – небо» и «Там, за горизонтом» Юрия Егорова, «Зимний вечер в Гаграх» Карена Шахназарова, «Завтра была война» Юрия Кары, «Анкор, еще анкор!» Петра Тодоровского.
В этих фильмах Сергей Никоненко воплощает очень разные образы. Актер не боится ярких красок, острой характерности. Его герои, чаще всего, – хорошие, добрые люди, не слишком обласканные жизнью. Их судьбы близки и понятны каждому, кто прошел через жизненные испытания и остался человеком светлой души.
Владимир Вербицкий рассказал, что сильнейшее влияние на Сергея Никоненко оказало творчество Сергея Есенина. Счастливым случаем для актера стала возможность воплотить образ великого русского поэта на экране в фильме Сергея Урусевского по сценарию Геннадия Шпаликова «Пой песню, поэт». К этому образу Никоненко шел долго. Актер даже внешне очень похож на Сергея Есенина. С огромным уважением киновед констатировал тот факт, что, готовясь к съемкам фильма, Никоненко выучил едва ли не всего Есенина и глубоко погрузился в его биографию. А смыслом жизни Сергея Никоненко стало создание Есенинского культурного центра в Москве, в котором исторические экспонаты, собранные актером, – подлинны.
Важная веха в творчестве Сергея Никоненко, как отметил Владимир Вербицкий, – участие в экранизациях произведений русских классиков: Чехова, Толстого, Тургенева, Достоевского.
В стенах библиотеки значимо прозвучали слова киноведа, характеризующие личность Сергея Никоненко как книгочея. Он всегда много читал, выучил на память пушкинского «Евгения Онегина», стихи любимых поэтов: Маяковского, Блока, Есенина.
Владимир Вербицкий выразил свое мнение по поводу важнейшего шага в творчестве Сергея Никоненко – прихода в кинорежиссуру. «Страсть к литературе, желание увидеть на экране полюбившихся литературных героев и поделиться своим видением с кинозрителями сыграли решающую роль», – сказал киновед.
Формирование Никоненко-актера и режиссера шло под огромным влиянием творчества Василия Шукшина. В киноальманахе Шукшина «Странные люди», в новелле «Братка», Никоненко впервые воплотил образ деревенского чудака.
Владимир Александрович осветил содержание авторского кинематографа Сергея Никоненко, которое ярко выражается в ролях «чудиков», появившихся в советском кинематографе с легкой руки Василия Макаровича Шукшина. В этом неординарном характере, ставшем знаковым в творчестве Сергея Никоненко, много подлинно русского с его добросердечностью, душевной щедростью, удалью, народным юмором. По мотивам произведений Василия Шукшина Сергей Никоненко создал фильмы «Трын-трава», «Елки-палки!», «А поутру они проснулись». Подробно киновед рассказал о создании авторского фильма «Елки-палки!», в котором Сергей Петрович Никоненко выступает как сценарист, режиссер и исполнитель центрального образа – Николая Николаевича Князева. Великолепный актерский ансамбль фильма составляют любимые всеми народные артисты: Галина Польских, Леонид Куравлев, Екатерина Воронина, Иван Рыжов, Леонид Ярмольник, Евгений Евстигнеев, Георгий Бурков.
Художественный фильм «Елки-палки!» нашим кинозрителям был предложен для просмотра и обсуждения.
Как огромное достоинство фильма наши кинозрители отметили забавность сюжета, суть времени, отраженного в картине, и мастерство ее создателей. А самое важное в фильме – человеческие характеры и взаимоотношения. Чудачества Николая Николаевича Князева воспринимаются и со смехом, и с грустью. Этот образ неординарного человека, «чудика», – трагикомический. Во многих, казалось бы, для нормального человека обычных и понятных ситуациях, хочется его выслушать, прийти на помощь, подсказать.
Донецкие кинозрители по-разному восприняли поступки удивительного героя, но сошлись в главном: «Это доброе, светлое кино, которое много хорошего рассказывает о человеке и согревает наши души».
21.04.2021 | Просмотров: 441