Хохломская роспись в вышивке
Заседание клуба декоративно-прикладного искусства и народной вышивки «Светлица»
Хохлома – разговорный термин, обозначающий расписные изделия, традиционный русский народный промысел. Декорировали чаще всего деревянную посуду. Золотой фон или золотой орнамент в сочетании с сочными насыщенными цветами и витиеватой технологией росписи позволял создать поистине эффектное изделие.
14 июня 2021 года сотрудник отдела городского абонемента познакомил гостей и мастеров клуба декоративно-прикладного искусства и народной вышивки «Светлица» с русским промыслом – хохломой. Из подготовленного видео сообщения слушатели узнали историю его возникновения: вторая половина XVII века, деревни Заволжья.
Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название.
Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами Заволжья. Они придерживались «старой веры» и селились в чаще глухих лесов. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги. Жители Заволжья преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Слияние двух традиций и породило рождение хохломского промысла. Он вобрал в себя богатую подачу и вычурность иконописцев, а также традиционность форм и безупречность линий мастеров Заволжья.
Каким письмом расписывался узор?
Различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки», любовь к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие, сочные цвета и умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.
При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Фоновая роспись – более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет места импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.
Современные дизайнеры одежды перенесли «травушки» и «колосочки» на ткань. В нынешнем сезоне моден русский сарафан, на котором, как нельзя, кстати, органично смотрится хохломская роспись.
На заседании клуба декоративно-прикладного искусства и народной вышивки «Светлица» можно познакомиться с новыми работами мастеров клуба. Многие из присутствующих заинтересовались схемами вышивки в стиле хохломской росписи.
14.07.2021 | Просмотров: 530