Очарование немого кино – в Ханжонсковские дни: художественный фильм «Поцелуй Мэри Пикфорт»
Кинолекторий «Советский экран» к Ханжонковским дням
3 августа состоялась новая программа кинолектория «Советский экран», посвященная очарованию немого российского и советского кинематографа.
Мероприятие приурочено ко Дню рождения основателя отечественного кинематографа Александра Ханжонкова и 120-летию со дня рождения актера театра и кино, народного артиста СССР Игоря Ильинского (1901-1987).
В ходе вступительной беседы ведущая кинолектория рассказала о становлении кинематографа на территории России и вкладе в развитие немого кино нашего земляка Александра Ханжонкова.
Кино как и любое искусство не стояло на месте, и развивалось относительно того как менялось общество. В 1926-1930 годы наступил расцвет немого кино в истории советского киноискусства. Утвердившись как самостоятельное искусство, кинематограф становится полноправным участником художественной жизни страны.
Кинофильмы 1920-х гг. зачастую создавались как документальные и агитационные, отражающие исторические и общественные события, советскую действительность и политические взгляды. Однако особой популярностью у кинозрителей пользовалась сатирическая комедия с бытовыми событиями, мирной жизнью или фантастическим сюжетом.
Среди артистов, стоявших у истоков отечественной кинокомедии, был знаменитый советский актер театра и кино Игорь Владимирович Ильинский.
24 июля исполнилось 120 лет со дня рождения народного артиста СССР. Он известен множеством театральных ролей, но массовому зрителю запомнился благодаря своим работам в фильмах «Волга-Волга» (1938), «Карнавальная ночь» (1956) и «Гусарская баллада» (1962).
Особый интерес представляет жизненный и творческий путь Игоря Ильинского. Активно сниматься в кино Ильинский начал в 1920-х гг. Играя в немом кино, актер создавал свои образы благодаря выразительной мимике, моментально меняя выражение лица, достигал ярко выраженного комедийного эффекта. Интересно, что Игорь Ильинский является одним из немногих актеров немого кино, не утративших своего мастерства с переходом в звуковые фильмы.
Игорь Владимирович почти 50 лет служил в Малом театре, в котором сыграл череду разнообразных ролей, и далеко не все они были комедийными. В конце 60-х годов он занялся режиссурой в Малом театре, преподавал актерское мастерство в Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина, потом в ГИТИСе.
Великолепный артист Игорь Ильинский по праву является легендой русского кинематографа, который более полстолетия радовал зрителей своим мастерством.
Для просмотра и обсуждения гостям была предложен один из ярких образцов комедии советского немого кино – фильм «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927) режиссерский дебют советского актера театра и кино Сергея Комарова. Фильм высмеивает появление многочисленных киноманов в 1920-е годы, а также преклонение и восхищение перед знаменитостями, показывает негативную сторону популярности.
Донецкий киновед ВладимирАлександрович Вербицкий продолжил беседу, поведав зрителям об истории создания этой кинокомедии. Примечательно, что в фильме режиссер использовал документальную хронику с кадрами визита в Советский Союз звезд Голливуда Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса. Сергей Комаров соединил их с постановочными сценами в исполнении советских актеров, чем привлек всеобщий интерес кинолюбителей.
Кинолекторий сопровождала выставка документов, посвященная истории немого кино. Особый интерес представляю книги кинокритика и киноведа Р.Н. Юренева «Краткая история советского кино» (Москва, 1979) и «Советская кинокомедия» (Москва, 1964), а также издание «Звезды немого кино» (Москва, 2008), в котором собраны увлекательные истории о знаменитостях немого кино начала XX века. Важное место в экспозиции заняли книги, посвященные творческой биографии Игоря Ильинского: издание З.В. Владимировой «Игорь Ильинский» (Москва, 1967), сборник очерков Г.А. Шахова «Игорь Ильинский» (Москва, 1982) и автобиография артиста «Сам о себе» (1984).
04.08.2021 | Просмотров: 315