Психологические и философские аспекты понятия «желание"
Семинар на площадке клуба «Изобретатель»
13 ноября на площадке клуба инноваторов «Изобретатель» в очно-дистанционном режиме прошёл очередной семинар, посвященный законам и принципам мышления, на тему «Психологические и философские аспекты понятия «желание»». В этот раз в роли основного спикера выступил кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии филологического факультета Донецкого национального университета Михаил Яновский. Виртуальные участники семинара общались со спикером с посредством скайп-связи.
В течение семинара были рассмотрены особенности феномена «желание», в том числе, субъективные стороны, и выявлена его связь со структурами сознания.
«Как известно, понятие «желание» часто использовалось в философской и религиозной литературе прошлых столетий. В идеалистических концепциях, например, у Гегеля, желание – это свойство одного из уровней развития самосознания личности. На ранних стадиях самосознания желание – основной элемент. По мере развития человек сталкивается с необходимостью соотнести своё «хочу» с требованиями и реалиями внешнего мира. Иначе оценивается феномен «желания» с точки зрения буддизма: здесь это понятие часто имеет негативное значение», - пояснил Михаил Иванович, обратившись к истории рассматриваемого феномена.
В ходе обсуждения участники семинара установили, что в современной психологии вместо понятия «желание» употребляются его синонимы «мотив», «потребность», «устремление». Изначально желание субъективно, но по мере соотнесения с социальными нормами оно трансформируется в потребность, которая, в свою очередь, уже объективна.
Говоря о практическом аспекте исследуемого вопроса, собеседники пришли к выводу, что желание является важным феноменом с точки зрения личностной саморегуляции. Трансформируя свои желания, управляя своими устремлениями и потребностями, можно добиться личностного роста. На социальном уровне желания и потребности можно использовать для достижения разных целей, например, в сфере политики, искусства, моды. Так, в моде желаниями можно «заразить» не только отдельные группы, но и целые сообщества людей. Поэтому всегда следует понимать, какие мысли, идеи, побуждения, этические принципы стоят за каждым конкретным желанием, своим или чьим-то.
Участникам семинара были представлены издания по психологии и философии мышления из фондов ГБУ «ДРУНБ».
14.11.2021 | Просмотров: 451