Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Открытие Достоевского в советском кино: художественный фильм «Идиот»

Кинолекторий «Советский экран» к 200-летию Ф.М. Достоевского и 120-летию И.А. Пырьева.

16 ноября состоялась новая программа кинолектория «Советский экран». Своим содержанием программа совместила творчество двух крупнейших деятелей русской культуры: классика литературы Федора Достоевского и классика кинематографии Ивана Пырьева. Их юбилейные даты приходятся на ноябрь месяц. 11 ноября отмечалось 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. 17 ноября – 120 лет со дня рождения Ивана Александровича Пырьева.

По словам ведущей программы Наталии Коротких: «Чтобы рассмотреть значительный пласт творчества Пырьева, связанный с Достоевским, необходимо понять, по какой причине и каким образом советский кинорежиссер в последнее десятилетие своей деятельности обратился к сложнейшим произведениям русской классической литературы. Творческим подвигом Ивана Пырьева стала постановка художественных фильмов «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы. А работа над «Братьями Карамазовыми» надломила здоровье режиссера и оборвала его жизнь».

Важнейшие факты творческой и личной биографии ведущая почерпнула из книги Ивана Пырьева «О пройденном и пережитом» (Москва, 1979). Она рассказала о непростой биографии прославленного мастера кинематографа.

У Пырьева – сибирская, крестьянская закваска. Оставшись в детстве на попечении деда, Иван Пырьев рано и во всей полноте познал жизнь простых людей, наполненную нелегким трудом и надеждой, грехом и покаянием. Всю неделю семья трудилась на пашне, а в воскресенье дед брал Ивана с собой в церковь на литургию. Зерно веры попало в душу Ивана Пырьева в раннем детстве. Другое дело, что не оказалось благодатной почвы для его произрастания, поскольку Пырьева-подростока, которому пришлось уйти «в люди», одолело ожесточение, безверие. Он выживал один, без помощи, без поддержки. Парнишка с отважным сердцем нашел себя на фронте Первой мировой войны. За проявленную отвагу в боях он был награжден Георгиевскими крестами. Эти факты военной биографии несовершеннолетнего Вани Пырьева, из которых можно сделать вывод о бесшабашной, отважной, героической сути его характера, потрясают. Правда, больше Пырьеву воевать не пришлось. В годы Великой Отечественной войны на фронт Ивана Пырьева не пустили. Его оружием стало киноискусство.

Ведущая рассказала о фильмах, созданных Пырьевым в годы войны: «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны». Возвращение к мирному труду, радость мирного созидания кинорежиссер воплотил в поэтическом фильме «Сказание о земле сибирской» и в музыкальной комедии «Кубанские казаки».

Анализируя эволюцию мировосприятия Ивана Пырьева, ведущая определила характер режиссера как «бурный, противоречивый, неуемный, темпераментный». Иван Александрович искал образы огромной психологической напряженности, эмоциональности, страсти, схожие с его характером. Тем самым, он стремился постигнуть природу человеческой бури страстей.

«Как справиться с самим собой? Как обрести гармонию? Душевные терзания, стремление разобраться в себе самом, возможно, поиски Бога и привели режиссера к Достоевскому», - сказала Наталия Коротких.

Обратившись к истории создания художественного фильма «Идиот», ведущая рассказала о первостепенной проблеме режиссера – поисках актеров, способных воплотить образы центральных персонажей картины. Ими стали вахтанговцы Юрий Яковлев и Юлия Борисова. «Идиот» является кинематографическим дебютом Юлии Борисовой, воплотившей сложнейший образ Настасьи Филипповны, и значительным событием в творческой биографии Юрия Яковлева, передавшего тончайшую душевную организацию и мучительные терзания князя Мышкина. Открытием для зрителей стало имя нашего земляка Леонида Пархоменко, мощно сыгравшего в картине Рогожина.

Подводя кинозрителей к просмотру художественного фильма «Идиот», ведущая констатировала, что Иван Пырьев экранизировал только первую часть романа Достоевского. От попытки экранизации всего романа режиссер отказался. Почему?

Этот вопрос и обусловил зрительское обсуждение художественного фильма «Идиот».

И роман, и фильм Ивана Пырьева донецкие зрители отметили как «актуальнейший в наше время». Также кинозрители провели параллель с современным телесериалом «Идиот» в постановке Владимира Бортко.

17.11.2021 | Просмотров: 334

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей