Открытие Достоевского в советском кино: художественный фильм «Идиот»
Кинолекторий «Советский экран» к 200-летию Ф.М. Достоевского и 120-летию И.А. Пырьева.
16 ноября состоялась новая программа кинолектория «Советский экран». Своим содержанием программа совместила творчество двух крупнейших деятелей русской культуры: классика литературы Федора Достоевского и классика кинематографии Ивана Пырьева. Их юбилейные даты приходятся на ноябрь месяц. 11 ноября отмечалось 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. 17 ноября – 120 лет со дня рождения Ивана Александровича Пырьева.
По словам ведущей программы Наталии Коротких: «Чтобы рассмотреть значительный пласт творчества Пырьева, связанный с Достоевским, необходимо понять, по какой причине и каким образом советский кинорежиссер в последнее десятилетие своей деятельности обратился к сложнейшим произведениям русской классической литературы. Творческим подвигом Ивана Пырьева стала постановка художественных фильмов «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы. А работа над «Братьями Карамазовыми» надломила здоровье режиссера и оборвала его жизнь».
Важнейшие факты творческой и личной биографии ведущая почерпнула из книги Ивана Пырьева «О пройденном и пережитом» (Москва, 1979). Она рассказала о непростой биографии прославленного мастера кинематографа.
У Пырьева – сибирская, крестьянская закваска. Оставшись в детстве на попечении деда, Иван Пырьев рано и во всей полноте познал жизнь простых людей, наполненную нелегким трудом и надеждой, грехом и покаянием. Всю неделю семья трудилась на пашне, а в воскресенье дед брал Ивана с собой в церковь на литургию. Зерно веры попало в душу Ивана Пырьева в раннем детстве. Другое дело, что не оказалось благодатной почвы для его произрастания, поскольку Пырьева-подростока, которому пришлось уйти «в люди», одолело ожесточение, безверие. Он выживал один, без помощи, без поддержки. Парнишка с отважным сердцем нашел себя на фронте Первой мировой войны. За проявленную отвагу в боях он был награжден Георгиевскими крестами. Эти факты военной биографии несовершеннолетнего Вани Пырьева, из которых можно сделать вывод о бесшабашной, отважной, героической сути его характера, потрясают. Правда, больше Пырьеву воевать не пришлось. В годы Великой Отечественной войны на фронт Ивана Пырьева не пустили. Его оружием стало киноискусство.
Ведущая рассказала о фильмах, созданных Пырьевым в годы войны: «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны». Возвращение к мирному труду, радость мирного созидания кинорежиссер воплотил в поэтическом фильме «Сказание о земле сибирской» и в музыкальной комедии «Кубанские казаки».
Анализируя эволюцию мировосприятия Ивана Пырьева, ведущая определила характер режиссера как «бурный, противоречивый, неуемный, темпераментный». Иван Александрович искал образы огромной психологической напряженности, эмоциональности, страсти, схожие с его характером. Тем самым, он стремился постигнуть природу человеческой бури страстей.
«Как справиться с самим собой? Как обрести гармонию? Душевные терзания, стремление разобраться в себе самом, возможно, поиски Бога и привели режиссера к Достоевскому», - сказала Наталия Коротких.
Обратившись к истории создания художественного фильма «Идиот», ведущая рассказала о первостепенной проблеме режиссера – поисках актеров, способных воплотить образы центральных персонажей картины. Ими стали вахтанговцы Юрий Яковлев и Юлия Борисова. «Идиот» является кинематографическим дебютом Юлии Борисовой, воплотившей сложнейший образ Настасьи Филипповны, и значительным событием в творческой биографии Юрия Яковлева, передавшего тончайшую душевную организацию и мучительные терзания князя Мышкина. Открытием для зрителей стало имя нашего земляка Леонида Пархоменко, мощно сыгравшего в картине Рогожина.
Подводя кинозрителей к просмотру художественного фильма «Идиот», ведущая констатировала, что Иван Пырьев экранизировал только первую часть романа Достоевского. От попытки экранизации всего романа режиссер отказался. Почему?
Этот вопрос и обусловил зрительское обсуждение художественного фильма «Идиот».
И роман, и фильм Ивана Пырьева донецкие зрители отметили как «актуальнейший в наше время». Также кинозрители провели параллель с современным телесериалом «Идиот» в постановке Владимира Бортко.
17.11.2021 | Просмотров: 334