Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Скрипичное искусство. Исполнительство и педагогика

День информации

В рамках дистанционного дня информации отдел искусств предлагает вниманию педагогов музыкальных школ, преподавателей и студентов музыкальных колледжей и вузов литературу по вопросам скрипичной педагогики и исполнительства.

Отдел располагает изданиями по всем видам искусства, в частности, по истории и теории музыки, методике игры на музыкальных инструментах. Уникальный фонд нотных изданий включает музыкальные произведения всех уровней сложности, предназначенные как для первоначального обучения, так и для профессионального исполнения. Подобрать необходимую литературу можно с помощью электронного каталога, расположенного на сайте библиотеки, традиционных карточных каталогов, обращения с запросом к сотрудникам отдела искусств.

Специалисты отдела осуществляют подбор литературы по любой теме, связанной с научной, творческой или педагогической деятельностью музыкантов.

Каждое новое поколение пользователей, которые обращаются в библиотеку с целью совершенствования профессиональной квалификации или развития творческих способностей, зачастую открывает для себя множество редких и ценных изданий, ставших библиографической редкостью, находят музыкальные произведения, которые в необходимом изложении имеются только в нотном фонде отдела.

Начало XX века ознаменовалось в скрипичной педагогике формированием крупных исполнительских школ, появлением фундаментальных исследований, посвященных методам организации игрового аппарата скрипача, среди которых выделяются труды Л. Ауэра и К. Флеша.

Их идеи в прошедшем столетии плодотворно развивали в России И. Лесман и К. Мострас, А. Ямпольский и Ю. Янкелевич, В. Григорьев и О. Шульпяков.

В отделе искусств молодое поколение педагогов имеет возможность ознакомиться с редкими книгами, которые не издавались десятилетиями.

Большой популярностью у скрипачей пользуется книга крупнейшего преподавателя скрипичной игры, профессора Петербургской консерватории Леопольда Ауэра «Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. (Москва, 1965).

Не утратили своей актуальности труды Б.А. Струве «Процесс формирования виол и скрипок» (Москва, 1959); И. Лесмана, «Очерки по методике обучения игре на скрипке» (Москва, 1964); К.Г. Мостраса «Ритмическая дисциплина скрипача» (Москв ; Ленинград, 1951), «Динамика в скрипичной искусстве» (Москва, 1956), «Интонация на скрипке» (Москва, 1962); В. Стеценко «Методика обучения игре на скрипке» (Киев, 1960).

Советская скрипичная педагогика завоевала мировое признание. В скрипичных классах выдающихся профессоров Московской консерватории Л. Цейтлина, А. Ямпольского, К. Мостраса, Д. Ойстраха выросла целая плеяда талантливых скрипачей, имена которых известны во всем мире.

XX век ознаменован выдающимися достижениями в области скрипичной техники. Виртуозное владение инструментом становится массовым явлением. Такие внушительные успехи исполнительства стали возможны благодаря развитию методической науки. Современные ученые-методисты на основе естественнонаучных знаний коренным образом пересмотрели свое отношение к двигательному аппарату музыкантов.

Методический опыт, накопленный отечественной исполнительской школой, обобщен в исследованиях, монографиях и педагогических размышлениях выдающихся скрипачей: И. Ямпольский «Основы скрипичной аппликатуры» (Москва, 1977); Л. Гуревич «Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации» (Ленинград, 1988); Б. Гутников «Об искусстве скрипичной игры» (Ленинград, 1988); Л. Раабен, О. Шульпяков «Михаил Вайман – исполнитель и педагог» (Ленинград, 1984); Б. Беленький, Э. Эльбойм «Педагогические принципы Л.М. Цейтлина» (Москва, 1990).

На протяжении столетий моторика инструменталиста рассматривалась только в качестве «слуги», обеспечивающего воплощение художественного замысла. Книга Олега Шульпякова «Скрипичное исполнительство и педагогика» (Санкт-Петербург, 2006) посвящена диалектическому взаимодействию психической и моторной сфер, психофизическому единству творческо-исполнительского аппарата музыканта.

В начале XXI века мы становимся свидетелями следующего этапа в развитии передовых, прогрессивных педагогических идей. Одно из наиболее перспективных направлений в музыкальной педагогике разрабатывает В. Мазель. Он создает свою уникальную методику освоения скрипичного мастерства, основанную на полной физической и психической раскрепощенности исполнителя: Владимир Мазель «Скрипач и его руки. Правая рука: пальцевая техника» (Санкт-Петербург, 2006); Скрипач и его руки. Левая рука: пальцевая техника» (Санкт-Петербург, 2010).

Преподавателям и студентам высших и средних музыкальных учебных заведений адресуется книга В.И. Руденко «Лекции по методике обучения игре на скрипке» (Москва, 2018). Владея удивительным ораторским даром, в педагогической работе автор совмещал глубокое знание предмета с умением преподнести свои знания в доступной для любой аудитории форме

Много лет воспитывает юных музыкантов-любителей Эдуард Васильевич Пудовочкин. В основе его авторской методики лежат два основных принципа: ранние формы ансамблевого музицирования и комплексное развитие музыкальных способностей детей через игру в ансамбле. Опыт этого талантливого педагога изложен в издании: Эдуард Пудовочкин. «Скрипка раньше букваря. Опыт раннего группового обучения на скрипке» (Санкт-Петербург, 2005). Ценным репертуарным дополнением методики являются сборники пьес «Светлячок», предназначенные для детских скрипичных ансамблей. Репертуар сборников составлен из наиболее популярных произведений с учетом уровня развития юных исполнителей.

Информационные письма, включающие обзор музыковедческих изданий отдела с приложением списка полнотекстовых статей из журналов и научных сборников, обладающих международным статусом, направлены 22 адресатам – руководителям музыкальных школ, школ искусств, музыкальных вузов.

Приглашаем педагогов познакомиться с литературой по скрипичной педагогике и исполнительству, полнотекстовыми статьями из журналов и научных сборников, подобрать необходимые для обновления репертуара нотные издания в отделе искусств (каб. 27, IV этаж). Тел.: 337-35-68.

20.12.2021 | Просмотров: 312

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей