Шедевры графики Гюстава Доре
Книжно-иллюстративная выставка
С 3 января в секторе редких изданий, депозитарного отбора и хранения документов экспонируется книжно-иллюстративная выставка, посвященная 190-летию со дня рождения знаменитого французского художника XIX века Поля Гюстава Доре (1832-1883).
В историю живописи он вошел как выдающийся гравёр и иллюстратор, его произведения к «Библии», «Божественной комедии» Данте, «Дон Кихоту» Сервантеса перепечатываются на станицах книг до сих пор, созданные им образы героев классических произведений мировой литературы остаются популярными и узнаваемыми.
Свою творческую деятельность юный Гюстав начал в возрасте 4 лет, в 11 лет пробовал свои силы в литографии, в 15 лет уже заключил контракт с французским журналом, где были напечатаны первые его работы «Подвиги Геракла», вызвавшие интерес у публики. Первыми серьезными работами стали гравюры на дереве к «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле (1854) и «Озорным рассказам» (1855) Бальзака.
Гюстав Доре, не получив специального художественного образования, постоянно совершенствовал свои профессиональные навыки. Половину свободного времени он проводил в залах Лувра и Национальной библиотеки, изучая картины старых мастеров и рассматривая гравюры, но никогда не делал с них копий, ограничиваясь лишь заметками и рисуя мельчайшие детали по памяти. Работы Доре отличаются необычным композиционным приемом и богатством выразительных средств.
На экспозиции представлены несколько изданий «Библии», среди которых экземпляр 1897 года, шедевр переплетного и книжного искусства «Потерянный и Возвращенный Рай» Джона Мильтона, исполненный русским издателем Адольфом Марксом в 1895 году, поэма Сэмюэля Кольриджа «Старый моряк» крупноформатное издание 1893 года. Отдельно стоит упомянуть о грандиозных иллюстрациях к «Божественной комедии» Данте, каждая композиция к произведению решена как отдельная самостоятельная картина. Воздействие этих листов достигнуто благодаря гениальному эффектному освещению, из Ада в Рай мы наблюдаем смену тональности иллюстраций от темных, мрачных до светлых и воздушных.
Поль Гюстав Доре начинал с того, что мы бы сейчас назвали комиксами, а продолжил в 1854 году - новаторским графическим романом «История Святой Руси» (полное название «Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегура и т. д. в 500 рисунках с комментариями»). Эта книга практически неизвестна, потому что была запрещена 150 лет, в связи с сатирическим и язвительным взглядом на историю России. Причиной создания труда стала реакция художника на Крымскую войну 1853-1856 годов. Российской издание впервые вышло в 2012 году.
«Великий Доре», «величайший иллюстратор XIX века» – так называют художника исследователи его творчества. Л.Р. Варшавский пишет: «В истории иллюстрации Гюстав Доре занимает исключительное место. Выдающийся представитель не только французского, но и всего европейского искусства второй половины XIX века, он внес в сокровищницу мировой графики непревзойденные по своим художественным достоинствам рисунки, проявив глубокое проникновение в сущность явлений, отразив в них различные стороны жизни современного ему общества, всех его классов и социальных групп».
Приглашаем всех желающих познакомиться на страницах раритетных изданий с необычными и гениальными графическими работами великого художника и его биографией.
Экспозиция расположена в 23 кабинете на 4 этаже.
03.01.2022 | Просмотров: 453