Выдающаяся вокалистка с удивительно красивым, проникновенным голосом
Беседа-обзор к 100-летию со дня рождения Ренаты Тебальди
30 января для пользователей отдела искусств была проведена беседа-обзор изданий, посвященных Ренате Тебальди (1922–2004), выдающейся вокалистке с удивительно красивым, проникновенным голосом, 100-летие со дня рождения которой в эти дни отмечает весь музыкальный мир. Её имя связано с целой эпохой расцвета belcanto – она стала истинным украшением оперной сцены своего времени. Многочисленные итальянские поклонники называли ее La Sublime – Возвышенная.
Книга Карлы Марии Казановы о великой итальянской певице называется просто «Рената Тебальди – ангельский голос!» (Москва, 2014). На русском языке книга вышла в переводе Ирины Константиновой с предисловием великой русской певицы Елены Образцовой «Мое признание в любви», где Елена Васильевна пишет: «Бог дал мне радость общения с ней, а Рената одарила своей дружбой. Прекрасная, простая в общении женщина, скромная и сдержанная и в то же время всегда приветливая. С чудесной улыбкой, с ямочками на щеках, женственная, обаятельная, всегда удивительно непосредственная». Именно такой незаурядной личностью, в которой сочетались величие и простота, предстает со страниц книги К.М. Казановы «оперная дива», и в моменты своих многочисленных триумфов, и в моменты душевных переживаний. Автор подробно описывает жизненный и артистический путь певицы, в роду которой было много талантливых музыкантов: детство Ренаты в Лангирано, где она родилась, страдания, вызванные тяжелой болезнью и разводом родителей. На страницах книги разворачивается повествование о непростом пути к вершинам славы влюбленной в рояль девушки, у которой обнаружился необыкновенный тембр голоса. Ее ждет учеба в консерватории, занятия с прославленной певицей Кармен Мелис, оперный дебют под немецкими бомбардировками, прослушивание у великого Тосканини, предсказавшего Ренате блестящее будущее, участие в торжественном концерте на открытии восстановленного после войны театра Ла Скала, успешные гастроли в крупнейших европейских театрах, покорение Американского континента, соперничество с Марией Каллас, триумфальные выступления в Метрополитен-опера, несравненное исполнение партий в «Травиате», «Аиде», «Отелло», «Богеме», «Тоске», любовь миллионов почитателей...
Архивы и хронологические записи театров позволили автору книги, Президенту международной Ассоциации профессиональных журналистов, во всех подробностях воссоздать события, связанные с многочисленными выступлениями певицы, работой со знаменитыми дирижерами, партнерами по сцене. Книга снабжена комментариями, посвященными великим личностям музыкального мира, а также репертуаром и дискографией певицы.
С воспоминаниями прославленной певицы знакомит книга известного итальянского писателя и музыковеда Ренцо Аллегри «Звезды мировой оперной сцены рассказывают. Цена успеха» (Санкт-Петербург, 2012). Автор рассказывает, что певица дебютировала во время войны, и с тех пор ее карьера – сплошной успех: она считалась одной из самых великих оперных певиц всех времен. В ее голосе нет ни малейших шероховатостей, и, оценивая ее исполнение, критики всегда используют только один эпитет: «великолепное». В интервью с Ренатой Тебальди «Мисс аншлаг» вас ожидает исповедь певицы, которая отдала свою жизнь искусству, музыке, не только приносящей огромное удовольствие, но и требующей больших жертв. Певица признается, что миллионы поклонников во всем мире не могут избавить ее от чувства одиночества, страдания от того, что нет детей…
Интересное определение голосу Ренаты Тебальди дает звезда оперной сцены, серьезный писатель и глубокий философ Джакомо Лаури-Вольпи в своем бестселлере «Параллельные голоса» (Москва, 2011). Выдающийся певец пишет: «Пение Тебальди навевает покой и ласкает слух, оно полно мягких оттенков и светотеней. Личность певицы растворена в ее голосе подобно как сахар растворяется в воде, делая ее сладкой и не оставляя видимых следов, – а позднее добавляет: – В голосе Тебальди есть все: он нежен, тепел, плотен и ровен во всем диапазоне».
Очерк В. Жирмунского «Тебальди La Sublime» (Музыкальная жизнь. – № 9–10. – 1992) посвящен блистательной карьере певицы, ее сценическим партнерам и соперникам. Любимым ее дирижером был старейший Тулио Серафин. С ней охотно работали самые талантливые певцы и дирижеры. Царственные кавалеры, первые теноры постоянно с ней рядом: Марио дель Монако в «Тоске», «Отелло», «Андре Шенье», «Манон Леско». С Карло Бергонци она поет в «Богеме», «Мадам Баттерфляй», «Дон Карлосе», «Аиде», «Джоконде». Среди ее партнеров – Франко Корелли, Джузеппе ди Стефано, Юсси Бьёрлинг и др. Тебальди почти не встречалась с Каллас в сборных концертах, однако страницы газет и журналов переполнены нескончаемой полемикой критиков и поклонников вокруг двух главных героинь оперного мира. И все же творческое соперничество Божественной Каллас и Возвышенной Тебальди не помешало каждой из них занять подобающее место на вершине оперного Олимпа.
Грамзапись сохранила для нас прекраснейший голос столетия. В отделе искусств имеется запись совершеннейшей интерпретации оперы «Аида», сделанной под управлением Герберта фон Караяна. Любители музыкального театра прослушали арии из оперы Дж. Верди «Аида», Дж. Пуччини «Девушка с Запада» из фонотеки отдела, а также фрагменты видеозаписей с участием великой Ренаты Тебальди.
30.01.2022 | Просмотров: 318